Елена Геннадьевна Акимова
Конспект занятия «Радужный аквариум»
▼ Скачать + Заказать документы
«Радужный аквариум»
Педагог дополнительного образования
Акимова Елена Геннадьевна
Конспект занятия
1. Педагог: Акимова Елена Геннадьевна
2. Объединение: «Мастерская талантов» художественной направленности.
3. Место проведения: МБУДО ДДЮТ отдел № 5
4. Участники: группа первого года обучения
5. Состав учебной группы: 10 человек: 6 мальчиков и 4 девочки.
6. Возраст учащихся – 7 лет
Публикация «Конспект занятия „Радужный аквариум“» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
7. Возрастные особенности
Основная тенденция развития в этом возрасте – творческое воображение: создание новых образов. Детям нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда.
Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.
8. Раздел дополнительной общеразвивающей программы «Мир увлечений» : «Тестопластика»
9. Тема занятия : «Радужный аквариум»
10. Тип занятия : повторение и закрепление пройденного материала.
11. Цель занятия : создания художественного образа рыбки.
12. Задачи занятия :
o Научить лепить рыбок, используя разноцветное тесто.
o Повторить начальные знания по цветоведению.
o Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела.
o Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику.
o Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность, внимательность.
13. Форма организации работы: групповая
14. Форма учебного занятия : занятие-фантазия
15. Структура учебного занятия :
o Организационный момент. Проверка готовности.
o Теоретическая часть. Вводная беседа.
o Практическая часть. Самостоятельная работа.
o Заключительная часть. Рефлексия.
16. Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Приёмы – дидактическая игра, диалог, объяснение материала, беседа, показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
17. Принципы обучения
o Сознательность, активность и самостоятельность в обучении
o Наглядность обучения
o Систематичность, последовательность и комплексность в обучении
o Прочность овладения знаниями и умениями
o Доступность и научность в обучении
o Групповой и индивидуальный подход
Используется деятельностный подход в обучении.
18. Материально – техническое оснащение занятия :
Оборудование для педагога: рисунки, шаблоны рыбок, цветные полоски, презентация «Солёное тесто».
Оборудование для учащихся: солёное тесто, стеки, трубочки и фломастеры для нанесения рельефа, кисточки, вода.
19. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
- выполнять аккуратно задание;
- формирование интереса к занятию;
- использовать полученные знания, умения, навыки;
- оценивать достоинства и недостатки своей работы; - владеть различными приёмами при работе с солёным тестом;
- использовать необходимое оборудование для выполнения творческой задачи;
- владеть навыками безопасности при работе с инструментами и материалами;
- оформлять результат своей работы; Знать:
- приёмы работы с солёным тестом;
- технологию выполнения изделия;
- цвета радуги, сочетание цветов;
Уметь:
-создавать изделия из солёного теста;
-пользоваться необходимыми
инструментами и материалами;
20. Список литературы
o Антипова М. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками / М. Антипова – М. : Владис, 2008. – 182с.
o Скребцова Т. О. Мини-картины, панно, фоторамки из солёного теста / Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко – М. : Феникс, 2008. - 220с.
o Хананова И. Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2006. – 104с.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте! Дорогие ребята, я приглашаю вновь совершить путешествие в мир фантазии и творчества. Для начала отгадайте загадку.
Кто весь век
В воде живёт,
А самой воды не пьё т:
Ни озёрной,
Ни речной,
Никакой - нибудь иной? (Рыба)
- Давайте вспомним, каких рыб вы нарисовали на прошлом занятии. (рассматриваем выставку рисунков) Обратите внимание на разнообразие форм и размеров у рыбок. Одни рыбки имеют овальную форму, а другие круглые. А ещё ваши рыбы разного размера (большие и маленькие).
Вспомните:
1. Где живут рыбы? (в реке, море).
2. Если живут в реке, значит, они какие? (речные, если в море? (морские).
3. Какие имеются части рыбы? (голова, глаза, плавники, хвост).
4. Есть ли у рыбы шея?
5. А какая у рыбы форма тела? (овальная, круглая)
6. Чем покрыто тело рыбы? (чешуёй).
7. Что такое чешуя? (это маленькие разноцветные пластинки)
8. Для чего рыбам нужна чешуя? (предохраняет кожу рыбы от повреждений).
9. Что помогает рыбам при плавании? (хвост, при плавании менять направление движения, плавники).
10. Каким образом рыбы дышат под водой? (у всех рыб есть жабры, через них проходит вода, насыщенная кислородом).
- А в домах у людей рыбки живут? Отгадаем загадку и вспомним, какой «домик» у рыбок.
В этом домике жильцы —
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой,
До краёв налит водой?
(Аквариум)
На прошлом занятии мы с вами смоделировали аквариум и наполнили его растениями.
Для чего нужны растения рыбам? а камешки? а замок рыбкам нужен?
(ответы детей)
Теоретическая часть. Вводная беседа.
- Теперь мы поговорим, какого цвета бывают аквариумные рыбки. Предлагаю отгадать загадку.
Из семи цветов она состоит,
После дождя в чистом небе парит. (Радуга)
- Правильно радуга! Теперь хочу узнать, знаете ли вы цвета радуги. Для этого отгадайте загадки.
Самый цвет прекрасный,
Это маков цвет.
Яркий он и ясный,
Лучше цвета нет! (Красный)
Окрашена так кожура мандарина,
Сочной хурмы и апельсина. (Оранжевый)
Цвет одуванчиков на лугу.
Какой? Подсказать я тебе не могу!
Ты догадаться попробуй-ка сам,
Видел ты эти цветы по лугам. (Желтый)
Летний цвет природы:
Листьев и стеблей
Дуба, липы, клена.
Назови скорей! (Зеленый)
Это цвет волны морской
И цвет неба —. (голубой).
Васильки цветут во ржи,
До чего же хороши!
Разрезные лепестки,
Это. (синие) цветки.
Дождь с собой несет летучий
. (фиолетовая) туча.
Кто ответить мне готов,
Сколько в радуге цветов?
Три, четыре, семь иль пять.
Кто ответ мне может дать? (Семь цветов)
- Мы еще раз вспомнили цвета радуги.
- Обратите внимание, на столах есть разноцветные полоски бумаги и шаблоны рыб. Каждый из вас должен разложить разноцветные полоски на рыбку в таком порядке, чтобы получилась радуга. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание). Готово? Какие у нас красивые рыбки получились. Как по-другому можно сказать – какая у нас рыбка получилась, если в ней сочетаются семь цветов радуги?
- Правильно-радужная.
- А если у нас в аквариуме будут жить рыбки всех цветов радуги, как его можно назвать?
- Правильно- радужный.
И тема нашего занятия «Радужный аквариум».
Вот таких ярких, маленьких рыбок, которые живут в аквариуме, мы с вами и будем сегодня лепить. Давайте, повторим правила работы с солёным тестом и инструментами. Итак, четыре нельзя:
1. Нельзя … (ответы детей) брать в рот, оно не съедобное;
2. Нельзя … (ответы детей) облизывать и трогать грязными руками глаза, при необходимости руки намыть проточной водой;
3. Нельзя … (ответы детей) размахивать колющими предметами, быть очень аккуратными;
4. Нельзя … (ответы детей) во время работы отвлекаться и отвлекать других.
- Всё правильно, вы молодцы. Кто может сказать из каких компонентов состоит солёное тесто? Вам необходимо выбрать из предложенных на столе компонентов всё необходимое для приготовления солёного теста.
Проверяем, правильно ли выбраны компоненты для замешивания теста.
Показ презентации «Солёное тесто».
- Всё верно. Но сегодня мы будем лепить из цветного теста. Как сделать цветное теско? (добавить краску или пищевой краситель).
- Посмотрите, какие яркие кусочки солёного теста лежат у вас на столе. Вы сейчас сами решите, какого цвета у вас будет рыбка. Чтобы ваша рыбка получилась цветная, вы должны использовать разное тесто. Например, туловище и голова могут быть красного цвета, а плавники и хвост синего, зеленого цветов.
- Для того, чтобы хорошо размять кусочки теста, проведём физкультминутку.
Вытянуть руки вперёд, я читаю стихотворение, а вы выполняете вместе со мной упражнения.
Дружно пальчики сгибаем, (сжать и разжать кулачок)
Крепко кулачки сжимаем.
Разжимаем их опять
Раз, два, три, четыре, пять – (загибаем по очереди пальцы в кулачок)
Крепко кулачки сжимаем
Каждый пальчик разжимаем (разгибаем по очереди пальцы в кулачок)
Раз, два, три, четыре, пять (сжать и разжать кулачок)
Мы готовы начинать.
- Вот теперь готовы разминать тесто. Пока вы его разминаете, вспомним с чего начинается наша работа.
Лепить начинаем с крупной детали. Какая деталь рыбки крупная? Правильно – туловище, но вы помните, что голова и туловище у рыбки лепятся вместе?
1. Туловище рыбки может иметь круглую форму или овальную.
2. Хвост может быть, как длинным, так и коротким.
3. Плавники имеют форму конуса. Верхний плавник больше, чем нижний.
4. Рот у рыбки можно сделать, скатав маленькую колбаску, или нарисовать стеком.
5. Не забудьте про глаз, его мы делаем из маленького шарика и приклеиваем к телу рыбы при помощи воды.
6. Все части рыбки приклеиваются к основе-телу при помощи воды.
7. Чешуйки будем наносить рельефно, используя колпачок фломастера.
- И так, приступаем к изготовлению наших рыбок. Только посмотрите, какой у нас аквариум небольшой, значит и рыбки должны быть небольшими.
Практическая часть. Самостоятельная работа.
(Учащиеся приступают к лепке изделия).
- Вот какие чудесные рыбки у нас получились: красивые, яркие и необычные. Молодцы! (Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность - аквариум).
Заключительная часть. Рефлексия.
- Подведем итог нашего занятия и выясним, как каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия задач, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Предлагаю по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске и поставить смайлик, соответствующий вашему настроению.
IV.
Продолжи фразу:
• мне было интересно, потому что…
• я выполняла задания…
• теперь я могу…
• у меня получилось …
• я смогла…
• я попробую…
• меня удивило…
• мне захотелось…
- У меня для вас есть сюрприз. Старшие ребята сделали для вас рыбки, которые вы можете взять домой.
Приводим своё рабочее место в порядок.
Всем спасибо.