Полина Старовойтова
Конспект занятия «Путешествию в глиняную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать расширять и закреплять знания детей о глине, ее свойствах в сравнении с песком.
Задачи:
1. Формировать представление о глине, как полезном ископаемом, основе гончарного производства.
2. Познакомить детей с народным промыслом рязанской земли – скопинской керамикой.
3. Способствовать развитию сенсорной чувствительности.
4. Развивать стремление к познанию.
Оборудование: раздаточный материал: подносы с глиной, песком, стаканы с водой, влажные салфетки, клееночки, фартуки.
Публикация «Конспект занятия „Путешествию в глиняную страну“» размещена в разделах
Демонстрационный материал : предметы посуды, игрушки из глины разного цвета, одежда «гончара», слайды, проектор.
Ход ООД.
Воспитатель в одежде гончара, со связкой глиняных горшков, входит к детям, здоровается.
Давайте знакомиться! Скажите каждый свое имя (дети говорят).
Очень приятно! А отгадайте, кто - я? (при колебании обращает внимание на глиняные горшки) ( дети: Гончар).
Молодцы, догадались. А что делает гончар? (делает из глины посуду, игрушки)
Правильно. Сегодня я вам расскажу, что же такое - глина.
Приглашаю вас в путешествие по моей глиняной стране.
Беседа.
Дети, глина получается от разрушения камней гор. (Показ слайда с изображением гор). - Как вы думаете, отчего горы разрушаются? (от дождя, солнца, ветра, мороза).
Совершенно верно! Камни со временем превращаются в мелкие частицы: песок и глину, их становится все больше и больше, в земле образуются пласты глины разного цвета : коричневого, серого, белого и даже черного).
Как можно назвать то, что выкапывают из земли? (полезные ископаемые) Почему глина полезная? (Потому что из нее делают. что-то полезное, нужное).
Глину выкапывают, экскаваторами грузят (показ слайдов) на что? (грузовики, перевозят туда, где работают гончары.
-Потом месят ее. Раньше даже, ногами замешивали, потом обмазывали свое жилище. (показ слайдов, делали посуду, игрушки (показ слайдов).
Экспериментальная деятельность.
Приглашаю вас в гончарную мастерскую, надевайте фартуки (звучит музыка, присаживайтесь, пожалуйста, за столы!
Посмотрите, потрогайте. Что лежит на вашем подносе справа? (песок)
Какой он? (желтый, сухой, сыпучий)
Почему - сыпучий? (потому что он сыпется) (закрепление словаря).
Что в другом подносе? (глина)
Рассмотрите ее, потрогайте - какая она (сухая, твердая, плотная, холодная).
Чем глина отличается от песка? ( Закрепление: глина не сыпется, а крошится. Песок-сыпучий).
Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем, что происходит, когда мы льем воду.
Осторожно возьмите воду и полейте немного на песок.
Что произошло с водой? (вода исчезла, впиталась.)
Да, дети, вода прошла, просочилась сквозь песок (закрепление, активизация словаря)
А теперь осторожно полейте воду на глину.
Где вода? (сверху осталась).
Что можно сказать о песке и глине? (Песок пропускает воду лучше, а глина-хуже)
Потрогайте пальцами сырую глину. Почему же она плохо пропускает воду? (выясняем)
Да, дети, присмотритесь, как плотно прилегают частицы глины друг к друг, потому что она. (закрепление, активизация словаря: плотная.)
Что можно сказать о сырой глине? Какая она? (мягкая, пластичная.) Уточняем значение слов, закрепляем.
Процесс лепки.
Отделите немного глины. Помните в ладонях, скатайте, какая фигура получается? (шар).
А как сделать цветочек? Кто подскажет? (ребята предлагают разные варианты).
Происходит процесс появления цветочка с подробным описанием того, как это делается. На занятии присутствуют два педагога, которые помогают каждому ребенку сделать отдельную поделку.
Беседа об изделиях.
Вопросы к детям: что это? какая она? из чего сделана? кем? Что такое керамика? Вам нравится эти изделия?
Итог занятия.
Расскажите, где вы побывали сегодня? Что нового вы узнали? (закрепление словаря). Вам понравилось путешествие? Расскажите родителям и друзьям о том, что вы сегодня узнали.