Умалаева Аймисей Нажмудиновна
Конспект занятия «Путешествие в космос» в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в космос».
Цель: формирование познаний о космических планетах, космических явлениях, космических ракетах, об отважных космонавтах и конструкторах ракет через игровые ситуации.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: систематизировать познания по лексической теме: «Космос» через различные игры.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в космос“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
2. Коррекционно – развивающие: расширить словарный запас по лексической теме, развивать фонематический слух, внимание, умение давать ответы на вопросы.
3. Коррекционно – воспитательные: развивать желание играть в различные игры по лексической теме.
Активизация словарного запаса: космос, планеты, Земля, Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, космонавтика, шлем, скафандр, конструктор, ракеты, спутник, орбита, астроном, Солнце, Солнечная система, метеориты, астероиды, космодром, «Восток», Гагарин, Терешкова, Леонов, Королёв, «Кедр», «Чайка»
Техническое обеспечение занятия :
Оборудование: ноутбук
Демонстрационный материал: ролик космос и музыка, презентация по ходу занятия
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа для каждого воспитанника, карточки для составления предложения про космос для каждого воспитанника, карточки с изображениями планет Солнечной системы на каждого ребёнка
Предварительная работа: знакомство с космическими планетами, космическими явлениями, ракетами, космонавтами и конструкторами ракет
Планируемые результаты:
- закрепление познаний о космосе, космонавтах и планетах;
- подбор прилагательных и глаголов к существительным;
- согласование существительных, прилагательных и глаголов при составлении предложений;
- проведение самостоятельно звукового анализа слов из четырех – пяти звуков
Ход занятия
Организационный момент
(дети стоят в кругу вместе с логопедом)
Логопед: Ребята! Как называется время года, которое наступает после зимы? (весна). Как называется месяц после месяца март? (апрель). Какое событие произошло в апреле 60 лет назад? (первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет на корабле «Восток» в космос). Все верно ответили!
Логопед: Нам доставили письмо из космоса. Прочитаем это письмо.
Видеоролик космос и музыка
Логопед читает письмо под музыку:
«Ребята! Недавно в космосе случились странные события: все планеты Солнечной системы сгруппировались друг возле друга. Мой космический корабль потерял управление, сбился с намеченного курса. Теперь я не смогу вернуться на Землю. Мне очень необходима ваша помощь: расположите все планеты Солнечной системы по своим местам. Тогда в космосе будет порядок. Знаю, что Вы смелые ребята, Вам не страшны никакие трудности. Благодарю Вас за помощь. Заблудившийся космонавт».
Логопед: Поможем нашему заблудившемуся космонавту вернуться на землю к родным?
Дети: да!
1. Словесные и развивающие игры по лексической теме «Космос»
Логопед: Для того, чтобы оправиться на помощь, нам надо подготовиться.
Выполним пальчиковую гимнастику «Космос»
1,2,3,4,5. (Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
Будем в космосе лететь. (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля,
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
До свидания друзья! (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).
Логопед: На наш космический корабль пройдет только тот, кто сможет выполнить космическое задание.
Игра «Услышь слово про космос, хлопни»
Логопед называет слова, если дети слышат слово про космос, то хлопают.
Пароход, ракета (хлопок, гроза, облако, космонавт (хлопок, планеты (хлопок, автомобиль, метеорит (хлопок, маршрутка, звезда (хлопок, телескоп (хлопок, лодка, скафандр (хлопок, дерево, астероид (хлопок, созвездия (хлопок)
Логопед: Молодцы! Верно выполнили задание!
Теперь нам нужно надеть скафандры, чтобы полететь на помощь заблудившемуся космонавту. Один, два, три, скафандры надеть! (дети надевают скафандры, начиная с ног и сверху надевают шлемы, потом на руки надевают перчатки). Сейчас начинаем обратный отсчет! 10, 9, 8, 7. 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск! Наша ракета оторвалась от Земли и летит в далёкий космос! Путь к сбившимся планетам Солнечной системы долгий и трудный! Впереди много космических препятствий и преград! Ребята, всем необходимо быть внимательными, сообразительными, смелыми!
Логопед: Давайте произнесем космические чистоговорки :
Чистоговорки про космос :
На-на – на – в небе видна Луна
Рий – рий – рий – никто не летает на Меркурий
Ра – ра – ра – впереди видна Венера
Арс – арс – арс – нас встречает красный Марс
Тер – тер – тер – вот огромный Юпитер
Урн – урн – урн – виден с огромными кольцами Сатурн
Тон – тон – тон – последняя планета называется Плутон
Ля – ля – ля – наша третья по счёту планета Земля
Тун – тун – тун – за Ураном идет планета Нептун
Ран – ран – ран – за Сатурном есть планета Уран
Логопед: Молодцы! Правильно произнесли все звуки в чистоговорках.
Логопед: В космос конструктор на ракете отправляет космонавта. Каким должен быть космонавт? Назовите его качества.
Дети: здоровым, сильным, смелым, отважным, мужественным, знающим, трудолюбивым, выносливым.
Логопед: Назовите, что должен уметь делать космонавт.
Дети: Тренироваться, работать, выдерживать перегрузки, управлять кораблём, плавать, выполнять задания.
Логопед: Поиграем в игру «Составь космические слова из слогов»
Логопед читает слоги, дети составляют слова на слух
Слова: ке –ра - та (ракета, мо – кос - навт (космонавт, скоп – ле – те (телескоп, ном – тро – ас (астроном, ты – не – пла (планеты)
Логопед: Молодцы! Все верно выполнили.
Логопед: Теперь мы с Вами поиграем в игру «Космический шум»
Логопед называет несколько слов, дети должны услышать слово про космос, назвать его.
Слова: Гастроном, гастроном, гастроном, астроном (астроном)
Упал, упал, Уран, упал (Уран)
Вода, вода, звезда, вода (звезда)
Поля, поля, земля, поля (Земля)
Конфеты, конфеты, планеты, конфеты (планеты)
Бита, бита, орбита, бита (орбита)
Логопед: Молодцы! Разобрали космический шум, нашли спрятанные слова.
Логопед: Ребята! Перед нами сбившиеся планеты. Ребята, надо вспомнить, в каком порядке расположены планеты в Солнечной системе.
Каждый ребенок надевает медальон с изображением планеты Солнечной системы, все дети стоят в кругу, выполняют пальчиковую гимнастику «Планеты»
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
По порядку все планеты (дети хлопают в ладоши)
Назовёт любой из нас (сжимают пальцы на двух руках в кулачки и разжимают)
Один – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун,
А за ним идет потом и девятая планета под названием Плутон
(дети на каждое название планеты загибают по одному пальцу на руках)
Логопед: Поиграем в игру «Планеты, стройтесь!»
Дети в медальонах с изображением планет Солнечной системы двигаются под музыку про космос по группе. По сигналу они останавливаются и строятся друг за другом, как располагаются планеты в Солнечной системе.
Солнце – Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон
Логопед: Земля, хлопни в ладоши и назови своих соседей - планеты.
Ребенок: Венера и Марс
Логопед: Юпитер, топни правой ногой и назови своих соседей - планеты.
Ребенок: Марс и Сатурн
Логопед: Венера, помаши левой рукой и назови соседей – планеты.
Ребенок: Меркурий и Земля
Логопед: Уран, присядь и назови соседей – планеты.
Ребенок: Сатурн и Нептун
Логопед: Нептун, наклонись вперёд и назови соседей – планеты.
Ребенок: Уран и Плутон
Логопед: Марс, наклонись вправо и назови соседей – планеты.
Ребенок: Земля и Юпитер
Логопед: Молодцы! Все планеты у нас снова движутся по своим орбитам, как и раньше. В космическом пространстве наступил полный порядок и мы можем вспомнить о наших героях космоса – космонавтах.
Логопед: Ребята, давайте сыграем с Вами в игру – «Вопрос – ответ»
Логопед задает вопросы – дети отвечают.
1. Как назывался сказочный летающий аппарат (Ступа Бабы Яги, ковер – самолёт)
2. Какой ученый придумал, каким должно быть устройство ракеты? (Эдуард Циолковский)
3. Какой ученый – конструктор первым придумал и изготовил космический спутник? (Сергей Королёв)
4. Кто первым из живых существ полетел в космос? (Собаки Белка и Стрелка)
5. Как звали космонавта, который полетел первым в космос 12 апреля 1961 года? (Юрий Алексеевич Гагарин)
6. «Восток» это было название корабля какого космонавта? (Юрия Гагарина)
7. Какой позывной был у космонавта Юрия Гагарина? (Кедр)
Видеоролик полет Гагарина
8. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
Видеоролик полет Леонова
9. Кто был первой женщиной - космонавтом? (Валентина Терешкова)
Видеоролик полёт Терешковой
10. Какой позывной был у Валентины Терешковой? («Чайка»)
11. Как называется взлетная площадка, откуда взлетают космические корабли? (космодром «Байконур»)
Логопед: Теперь давайте немного отдохнем и выполним физминутку
Физминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте) /
Логопед: Поиграем в игру «Выполни звуковой анализ слов»
Каждому ребенку даётся карточка с изображением например планеты Земля. Ребенок выполняет звуковой анализ слова самостоятельно. Логопед выборочно проверяет правильность выполнения звукового анализа слова.
Логопед: Сейчас у нас игра «Семейка слов»
Сегодня мы будем искать слова, которые подходят к слову «Космос»
Если дети затрудняются подобрать слова, воспитатель помогает наводящими вопросами.
1. Как называется место, с которого взлетают космические ракеты? (космодром)
2. Как назвать человека, который взлетает в ракете в космос? (космонавт)
3. Как называть аппарат, который взлетает в космос? (космический аппарат)
4. Как называть аппарат, который может взлетать в космос, но это не ракета? (космолёт)
5. Как называется наука, которая изучает космос и строит ракеты? (космонавтика)
Логопед: Поиграем в игру «Составь предложение со словом»
Дошкольники получают картинки, составляют предложения со словом, изображенным на картинке.
Например : космонавт летит на ракете в космос (картинка ракета)
Логопед: Теперь к нам пришло вот какое новое письмо:
«Дорогие смелые ребята! Пишет Вам заблудившийся космонавт. Благодарен Вам за помощь! Вы все вместе совершили героический поступок. У нас в космосе все планеты движутся по своим орбитам. Теперь я смогу вернуться на Землю и увидеть своих родных. Ваш друг, заблудившийся космонавт»
Логопед: Мы должны вернуться в детский сад. Делаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. 0 - раскрылся парашют. Мы снова в детском саду.
Рефлексия:
Логопед: Ребята! Если у Вас сегодня получилось хорошо выполнить все задания – возьмите синюю ракету, если не все получилось, возьмите серебристую ракету.
Логопед: Наше опасное и увлекательное космическое путешествие к далеким планетам завершено. Спасибо Вам за помощь! Ракеты Вам на память дарит Ваш друг - заблудившийся космонавт.