Джамиля Клейменова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Более подробно о каждой планете Солнечной системы можно узнать с помощью информации, закодированной в QR- коде. (Презентация)
Тема: «Путешествие в Космос»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Задачи: Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твердости и мягкости.
• Продолжать обучать звуковому анализу слов.
• Совершенствовать умение делить слова на слоги.
• Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
• Учить отгадывать загадки.
Развивающие :
• Развивать творческое воображение и мыслительные процессы.
• Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
• Воспитывать аккуратность, доброту, умение слушать воспитателя и товарищей.
• Воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Ход занятия:
I Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся так, как только умеем мы с вами.
Здравствуй, красно солнышко (руки вверх,
Здравствуй, ветерок (покачивание вверху руками,
Солнечные зайчики (опустить руки вперёд – вниз,
Быстрый ручеёк (покачивание руками внизу).
Здравствуйте, ребята (трём ладошки,
Здравствуйте, мышата (хлопок в ладошки,
Здравствуйте, зайчата (прыжок на месте).
Всех приветствуем сейчас (руки к груди в кулачок,
Очень рады видеть Вас (развести руки : вперёд – в стороны)
II Основной этап Воспитатель: - Ребята, мне сегодня пришло какое-то сообщение. Давайте мы с вами послушаем.
Слышится голос няни : «помогите ребята меня похитили инопланетяне.» Слышится голос инопланетянина «ребята если вы ответите на наши вопросы правильно то мы отпустим вашу няню» В спальне мы оставили вам вопросы. Воспитатель заходит в спальню с детьми и забирает вопросы
Воспитатель:- Ребята, что же будем делать? Как выручить Асю? Давайте ответим на их вопросы
- Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется эта планета?
Она большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как она называется Дети: - Земля.
Воспитатель: - А кто живёт на планете Земля? Как можно назвать людей, проживающих на планете Земля?
Дети: - на планете Земля живут люди, их можно назвать земляне. А о Земле можно узнать через QR- код
Потом выходим из спальни
Чтобы помочь Уле нам надо отправиться в космос. А
чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической
Дети (хором) : – Ракете
Воспитатель: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. В космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети, для этого нам нужно выполнить первое задание. Нужно ответить на вопросы,
1. Звуки и буквы.
Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
1. Гласные
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
1. Согласные
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
1. Слог
2. Воспитатель: Как определить сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием
А сейчас прошу занять свои места, приготовиться к старту, но прежде чем отправиться в полёт, предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций, вдруг он пригодится нам в полёте. Повторяйте за мной. Артикуляционная гимнастика (Чистоговорка, выполняется хором) Ли – лэ – ла Ри – рэ – ра Эни – бэни Рики – таки Шурба – урба Синти – бряки Дэу – дэу Шах – мадэо Вац Воспитатель: - С языком ознакомились, можно отправляться. Ну что такое? Наша ракета не может взлететь, нужно ввести пароль. Пароль написан в письме. Попробуем прочитать. Дети: – СТАРТ! Воспитатель: – Молодцы. что мы разгадали пароль. Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Экипаж! Занять кресла, пристегнуть ремни! Начинаем обратный отсчёт. 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Пальчиковая гимнастика
Начинаем колдовать Двери в космос открывать Хоть замочек очень крепкий Металлический и цепки Мы его сперва покрутим А потом три раза дунем Покачаем-раз два три Дверь замочек отомкни Двери открываются Путешествие начинается Задание 1 Воспитатель: – Экипаж, на нашем пути планета Меркурий Давайте определим количество слогов в слове меркурий. А о Меркурии можно узнать через QR- код
Дети: – (делят слово на слоги) Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. Мы отправляемся дальше.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо (Часики)
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся (Улыбка)
Зубки он почистил. (Почистим зубы)
Блинчик он покушал (Блинчик)
Выпил чаю чашку (Чашечка)
Запачкался вареньем (Вкусное варенье)
На качелях покачался (Качели)
И на горке покатался (Горка).
Задание 2 Экипаж, на нашем пути планета Венера А о Венере можно узнать через QR- код
Давайте определим количество слогов в слове Венера.
Задание «Допиши согласные буквы и прочитай слова». На доске
(в пустые квадраты написать согласные буквы, чтобы получилось название предмета, нарисованного слева, и прочитать слова (белка, санки, рыба, и т. д.
Задание3 Экипаж, на нашем пути планета Земля Давайте определим количество слогов в слове земля. "Четвертое лишнее"
Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:
слон - стол - сумка - карандаш
книга - кошка - портфель - компас
обруч - тетрадь - ослик - облако.
Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль. Физкультминутка.
Задание4. Экипаж, на нашем пути планета Марс о Марсе можно узнать через QR- код
Давайте определим количество слогов в слове марс.
«Противоположности»
- Лимоны кислые, а сахар….
- Утром мы завтракаем, а вечером…
- ночью темно, а днем…,
- летом тепло а зимой,
- вода жидкая, а земля)
Выполнили задание, теперь можем двигаться дальше.
Задание5 Экипаж, на нашем пути планета Юпитер о Юпитере можно узнать через QR- код
Давайте определим количество слогов в слове юпитер.
«Назови одним словом»
-Диван, стул, кровать стол, шкаф.
Дети: мебель.
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.
Дети: овощи.
-Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн.
Дети: планеты.
- а, и, ы, у, о.
Дети: буквы.
- повар, шофер, врач, продавец.
Дети: профессии.
-рубашка, платье, свитер, брюки.
Дети: одежда.
-самолёт, автомобиль, трамвай, лодка.
Дети: транспорт.
Физминутка для глаз (с маленькими мячиками)
Задание6. Экипаж, на нашем пути планета Сатурн о Сатурне можно узнать через QR- код
Давайте определим количество слогов в слове Сатурн.
«Что лишнее?»
- Тарелка, чашка, жук, сковорода.
- Яблоко, лимон, груша, помидор.
- Кузнечик, тигр, стрекоза, божья коровка.
- Капуста, апельсин, лук, огурец.
- Лев, обезьяна, гусеница, жираф.
- Молоток, отвёртка, мячик, дрель.
Задание7 Экипаж, на нашем пути планета Уран. о Уране можно узнать через QR- код
Давайте определим количество слогов в слове уран.
«Наоборот»
Примерные слова.
Большой (маленький,
чистый (грязный,
громко (тихо,
весёлый (грустный,
высокий (низкий,
открыть (закрыть,
длинный (короткий),
легкий (тяжёлый),
сильный (слабый,
холодный (горячий,
длинный (короткий,
много (мало).
Задание8 Экипаж, на нашем пути планета Нептун о Нептуне можно узнать через QR- код
Давайте определим количество слогов в слове Нептун.
Воспитатель: назовите признаки предметов:
Воспитатель:
Стол из дерева… Какой стол?
Дети: деревянный стол
Воспитатель: Мяч из резины… Какой мяч?
Дети: резиновый мяч
Воспитатель: Дом из кирпича…
Дети: кирпичный дом…
Воспитатель: кубик из пластмассы, то…
Дети: пластмассовый кубик
Воспитатель: сумка из кожи
Дети: кожаная сумка
Воспитатель: ваза из стекла…
Дети: стеклянная ваза
Воспитатель: носки из шерсти…
Дети: шерстяные носки
Воспитатель: Матрёшка из дерева…деревянная Матрё шка Воспитатель: Если ручка сделана из пластмассы, то… Дети: пластмассовая ручка
Воспитатель: мальчик с широкими плечами-… Дети: широкоплечий мальчик
Воспитатель: Блюдце из фарфора…
Дети: фарфоровое Блюдце
Задание9 Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездие
Назовите. сделаем звуковой анализ слово скорпион
“Исправь ошибку”.
- Сейчас я буду читать вам предложения, а вы ребята внимательно слушайте, и постарайтесь исправить все ошибки.
• Строитель управляет самолетом. – Строитель строит дом.
• Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.
• Швея красит дом. – Швея шьет одежду.
• Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.
• Почтальон воспитывает детей. – Почтальон разносит почту.
• Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.
• Летчик управляет кораблём. – Летчик управляет самолетом.
«Игра ДА или НЕТ»
— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза
на Землю приземлились.
Голос инопланетян «вы молодцы! мы возвращаем вам вашу няню!»
заключительная часть
Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой
Ребята что мы узнали?.а какие вопросы были у инопланетян?
какие вам вопросы понравились?
На какой из вопросов вам было сложнее ответить?
(Ответы детей)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Главное ребята мы ответили на вопросы правильно спасли нашу любимую няню.
Молодцы!
Заходит к детям няня Ася