Елена Ратегова
Конспект занятия «Путешествие по тундре» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование у детей познавательного интереса к природной зоне – тундра.
Задачи.
Развивающие: развивать представления о тундре, умение сравнивать, логически мыслить, объяснять некоторые особенности природно- климатической зоны тундра, в ходе экспериментальной деятельности, развивать любознательность и внимание.
Обучающие: познакомить детей с некоторыми природными явлениями тундры, с коренными жителями, с их образом жизни, как люди приспособились к данной среде обитания, обогащение словарного запаса детей.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по тундре“ (средняя группа)» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в природных явлениях тундры, воспитывать устойчивый интерес к природным зонам России.
Материал и оборудование. Макеты тундра зимой, тундра весной, экспонаты чукчей, экспонаты чумов, цветы на палочке, иллюстрации: тундровых болот, северного оленя, северного сияния, оленья упряжка, разрезные картинки. Два стакана с землей, стакан с водой, клеенка, салфетки.
Содержание Организованной деятельности.
Воспитатель:
Двери музея сегодня открыты,
Природные зоны вы посетите,
Приглашаю детей и гостей
В наш мини-музей.
(Дети проходят,садятся)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим еще одну экскурсию в тундру.
Здравствуй тундра, полная чудес! Ты о чем пуржишь зимою, полярной ночью злою? Что в глуши твоей таится, что за зверь и что за птица? Все открой не утаи, ты же видишь мы свои. Какие животные, птицы живут в тундре, вы скажите собрав эти пазлы-картинки.
(Дети проходят к столу, собирают картинки животных тундры)
Воспитатель спрашивает каждого из детей: Кто живет в тундре?
Воспитатель: Какой климат зимой в тундре?
( Ответы детей: холодно, мороз, метель)
Воспитатель : Что спасает животных и птиц от холода?
( Ответы детей: подкожный жир, теплая шерсть и оперение у птиц)
Воспитатель: Ребята, представьте, началась метель, стало холодно, затрещал мороз. Давайте погреемся.
Воспитатель проводит физ. минутку:
В тундре нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен,
Щечки дружно растираем
И про нос не забываем,
Головою покачали,
По коленям постучали,
По плечам похлопали,
Ножками потопали.
Воспитатель: Согрелись. Наша экскурсия продолжается.
Воспитатель: Когда в тундре зима, там темно и днем и ночью- это полярная ночь. А когда на горизонте появляется солнышко, там днем и ночью светло – это полярный день. Что происходит в тундре весной?
( Ответы детей: тает снег, появляются лужи)
Воспитатель: А еще в тундре весной появляется очень много болот.
(Воспитатель показывает картинку болот)
Воспитатель: Снег тает, превращается в воду, но вся вода не может уйти в землю, потому что воде что-то мешает – это лед, вечная мерзлота. Вода остается на поверхности и образуются тундровые болота. Хотите убедится в этом? Пройдите к столу. Перед вами два стакана с землей. В стакане с зеленым квадратом земля, которая находилась в группе, а землю в стакане с красным квадратом, я выносила на улицу, на мороз, чтобы земля промерзла, как промерзает в тундре. Возьмите стакан с водой и налейте воду в землю, которая находилась в группе. Что произошло с водой?
( ответы детей: вода ушла в землю).
Воспитатель: Налейте воду в стакан с замороженной землей. Что произошло с водой?
( Ответы детей: вода осталась на поверхности)
Воспитатель: Как вы думаете, что помешало воде уйти в землю?
( Ответы детей: лед, вечная мерзлота)
Воспитатель: Земля в тундре не успевает оттаять, потому что лето в тундре короткое и не жаркое. Вечная мерзлота мешает воде уйти в землю. Таким образом, в тундре образуется много болот.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Солнышко пригревает и в тундре появляются растения. Хотите поиграть? Возьмите цветок. Игра называется «Подними цветок, если слышишь название растения, которое растет в тундре». Ягель, мох, брусника, ромашка, карликовая береза, карликовая елочка, лишайник, лопух, морошка, голубика, подсолнух.
Воспитатель: Ребята, в тундре живут не только животные и птицы, но и люди. Это чукчи, ханты.
(Воспитатель показывает экспонаты чукчей)
Воспитатель: Мы живем в домах. Из чего сделаны наши дома?
( Ответы детей: из кирпича, из дерева)
Воспитатель: Наши дома прочные и стоят много лет на одном месте. А чукчи живут в чумах. Им нужен дом, который можно быстро разобрать и собрать. Чукчи часто переезжают с места на место, потому что пасут оленей. Чум состоит из длинных шестов и покрытия. Летом чум накрывают брезентом, которые защищает чукчей от дождя и ветра. Зимой чум накрывают оленьими шкурами, которые защищают чукчей от метелей и мороза. Отгадайте загадку:
Он быстрые,
Он сильный,
У него рога ветвистые,
Среди тундровых болот
Он лишайник, ягель рвет.
( Ответы детей: северный олень)
Воспитатель: Северный олень – главный помощник чукчей. На оленьих упряжках чукчи перевозят грузы, ездят друг к другу в гости, на рыбалку, на охоту.
(Воспитатель показывает картинку с оленьей упряжкой)
Воспитатель: Предлагаю поиграть. Хлопни в ладоши,если услышишь слова, подходящие к описанию оленя: Ловкий, быстрый, неуклюжий, спит в берлоге, оленья упряжка, ягель, ест мед, лишайник, помощник чукчей.
Воспитатель: А еще в тундре есть не обычное, красивое природное явление – северное сияние.
(Воспитатель показывает картинку северного сияния)
Воспитатель: Об этом природном явлении я расскажу вам на следующей экскурсии.
Воспитатель: Итак, ребята, что нового вы узнали на экскурсии по тундре?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Музей открыл нам много новых знаний,
Мы от души музей благодарим
И говорим, мы тундре : До свиданья!
Еще не раз музей мы посетим.