Ирина Красильщикова
Конспект занятия «Признаки предметов» по лексической теме «Овощи» для детей с ЗПР
▼ Скачать
Конспект занятия "Признаки предметов" лексическая тема "Овощи" для детей с ЗПР
Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о свойствах предметов (цвета: красный, желтый, зеленый; форма: круг и квадрат; размер: большой, маленький). Учить сравнивать предметы (понятия «одинаковые» —«разные*).
Демонстрационный материал. Круги и квадраты красного, желтого и зеленого цветов двух размеров, овощи (муляжи).
Ход занятия:
Организационный момент
Публикация «Конспект занятия „Признаки предметов“ по лексической теме „Овощи“ для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дефектолог:
Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Ребята, у всех хорошее настроение? Приятных вам эмоций!
Дефектолог:
Говорит что потерялись геометрические фигуры, предлагает детям отыскать их в контейнере.
Каждый ребенок по очереди достает из контейнера с манкой геометрическую фигуру и должен назвать их цвет и форму. (Это квадрат (круг) красного (желтого, зеленого) цвета. Это красный (желтый, зеленый) квадрат (круг).
Дефектолог: ребята, сегодня вы будете оценивать себя. Наши друзья ЗАЯЦ КРОШ, ЛОСЯШ И ЕЖИК приготовили для вас смайлики. Если вы правильно выполняете задание, получаете Зелёный смайлик от Кроша, ели немного затрудняетесь, то Жёлтый от Ежика и если сильно затрудняетесь, то красный от Лосяша.
Основная часть
Игра «Чем похожи и чем отличаются фигуры?»
Дефектолог демонстрирует пары геометрических фигур. Сначала показывает круг и квадрат красного цвета.
Дефектолог: Что это за фигуры? (Это круг и квадрат одинакового цвета).
— Какого цвета круг и квадрат? (Они оба красного цвета. У них одинаковый цвет.)
— Одинаковые ли они по форме? (Нет, форма у них разная.)
— Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонстрация; вывод: они одинаковой формы).
Дефектолог демонстрирует два квадрата красного и желтого цветов одинакового размера.
— Одинаковы ли эти фигуры по форме? (Да.)
— Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонстрация; вывод: они одинаковой формы.)
— Как называются эти геометрические фигуры? (Это два квадрата: они одинаковой формы и размера.)
— Как это проверить?
— Какого цвета этот квадрат? (Показывает квадрат) (Красный)
— А этот? (Показывает квадрат) (Желтый) Один квадрат красного, второй—желтого цвета. У них разный цвет.
Дефектолог показывает два желтых круга разного размера.
Как называются эти геометрические фигуры? (Это круги)
— Сколько кругов? (Два)
— Одинакового ли они размера? (Они разного размера. Один круг большой, а другой—маленький)
— Как это проверить? (Наложить. Они отличаются по размеру.)
— Чем они похожи? (У них одинаковый цвет и форма.)
— Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По каким признакам мы группировали эти геометрические фигуры? (По цвету, по форме, по размеру).
Дефектолог: предлагает достать из чудесного мешочка по одному предмету и назвать его. (Дети достают муляжи овощей и если знают, называют их).
Дефектолог: просит назвать одним словом. (Овощи).
- где растут овощи? (на грядке, в огороде).
Игра «Сравни овощи»
Для демонстрации используются муляжи.
— Назовите овощи красного цвета. (Помидор, перец)
— Назовите овощи зеленого цвета. (Огурец, капуста, перец)
— Назовите овощи желтого цвета. (Перец, кукуруза, лук)
— Назовите овощи круглой формы. (лук, помидор)
— Назовите овощи квадратной формы. (Овощей квадратной формы не существует.)
На стол кладу крупная помидор и мелкую луковицу.
— Сравните помидор и луковицу. Что у них одинакового? (форма.)
— Чем они отличаются? (Размером: помидор—большой (крупный, луковица—маленькая (мелкая) и цветом помидор-красный, а лук –жёлтый.) (Выставляет на доску большой помидор и капусту)
— Сравните помидор и капусту. (Капуста большая, крупная, помидор —маленьктй).
— Что у них одинаковое? (Форма.)
— Чем они различаются? (Размером: капуста—большой (крупный, помидор-маленький (мелкий) и цветом: помидор— красный, капуста—зеленая).
Дефектолог: оцените себя смайликами. Кто правильно все сделал, возьмите Зелёный смайлик, кто немного затруднялся – жёлтый, и кому мы помогли – красный и положите на стол, рядом со своими картинками.
Физкультминутка
Раз, два, три четыре
Дети овощи учили. (маршируют)
Лук, капуста, кабачок (хлопают)
Вот морковка, чесночек
Вправо, влево повернулись.
Наклонились, разогнулись.
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг, да скок.
Дефектолог: ребята, на полу обручи. Я положу в них цветные геометрические фигуры-круги разных цветов. Вам нужно будет разложить овощи по форме и по цвету.
После того, как дети выполнят задание, проверить правильность, исправить ошибки.
Дефектолог: оцените себя смайликами. Кто правильно все сделал, возьмите Зелёный смайлик, кто немного затруднялся – жёлтый, и кому мы помогли – красный и положите на стол, рядом со своими картинками.
РЕФЛЕКСИЯ:
Дефектолог: ребята, с какими геометрическими фигурами мы сегодня играли? (ответ детей).
- круг и квадрат одинаковые по размеру? (ответ детей).
- а по цвету геометрические фигуры могут быть одинаковые? (ответ детей).
- какое задание было самым трудным? (ответ детей).
Дефектолог: ребята, пройдите на места, посчитайте свои смайлики и определите, смайликов какого цвета у вас больше?
Если зеленых, то возьмите один и отнесите КРОШУ, если желтых, то Ежику и если красных, Лосяшу.
Дефектолог: молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня занимались, предлагаю повалить себе.
Игровой самомассаж «Наша умная головка».