Надира Мавлютова
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать
Введение
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой, которые проявляются в различных видах деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность, когда закладываются основы грамотной, четкой, связной речи детей.
Публикация «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи : расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. О необходимости развития у дошкольников устной речи, умения свободно выражать свои мысли, чувства и желания, сроить речевые высказывания в ситуации общения говорят и целевые ориентиры, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения. Однако процесс этот сложный и весьма продолжительный. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детва : сначала в процессе общения со взрослыми, затем – со сверстниками. Главной задачей развития речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказа по картине.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого вида деятельности в традиционной педагогике в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала педагога (образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое, варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое, наличием слов-паразитов («ну», «потом», «вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Таким образом, на лицо противоречие между необходимостью развития у детей дошкольного возраста умения выстраивать связный рассказ, последовательно и логично выражать свои мысли и существующей в традиционной педагогике проблемой организация такого вида деятельности как рассказывание по картине. Выстраивание работы в данном направлении требует от педагогов новых подходов, использования современных технологий, методов и вариативных форм воспитания. Необходимо, чтобы процесс обучения был для ребенка интересным, занимательным, развивающим. Решить эту задачу педагогу сегодня помогают современные образовательные технологии, в частности технология теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Все вышеизложенное обусловило выбор темы опыта «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению
рассказов по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ»
Практическая значимость педагогического опыта заключается, во-первых, в комбинации методов и приёмов ТРИЗ, которая обеспечивает развивающей и творческий характер деятельности детей дошкольного возраста, а во-вторых, методы и приемы ТРИЗ могут использоваться родителями для повышения эффективности развития речи детей.
Цель педагогического опыта – создание системы целенаправленного воздействия на развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по картине на основе адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию методов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- модернизировать образовательную деятельность по обучению детей составлению рассказов по картине с применением элементов технологии ТРИЗ;
- определить эффективность работы по развитию связной речи и умения составлять рассказ по картине.
Методологическую основу педагогического опыта составляет личностно-ориентированный подход, в рамках которого ребенок является активным субъектом взаимодействия со взрослым. Теоретическую основу опыта составили работы Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, в которых определены основы методики развития связной речи дошкольников, работы О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой, А. М. Бородич, рассматривающих проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду, а также работы таких видных исследователей в области ТРИЗ-педагогики, как Г. С. Альтшуллер, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, Корзун А. В. В основу опыта легли методики И. Н. Мурашковска «Картинка без запинки» и А. А. Нестеренко «Страна загадок», которые позволяют сохранить интерес детей в течение всего занятия, активизировать их, развивают мыслительные операции. Использовались пособия С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», Л. Е. Белоусовой «Удивительные истории».
Уровень новизны педагогического опыта соответствует частному уровню, когда применявшиеся ранее новшества используются в конкретных условиях. Была предпринята попытка изменить содержание образовательной деятельности по обучению рассказыванию по картине путем введения элементов технологии ТРИЗ, позволяющих на фоне устойчивого интереса ребенка к речевой деятельности получить гарантированный результат – умение составлять связный творческий рассказ по картине.
Педагогический опыт базируется на принципах:
творческого обучения и воспитания : максимальная реализация творческих возможностей ребенка;
доступности: предложенный материал по уровню сложности доступен пониманию ребенка;
личностной ориентации: личность каждого ребенка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Педагогическая целесообразность опыта заключается в том, что технология ТРИЗ – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, элементы технологии ТРИЗ используются на базе комплексной программы.