Светлана Грахова
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Эта волшебница соль» для детей старшей группы
▼ Скачать
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Эта волшебница соль» для детей старшей группы
Цели. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Воспитывать любознательность, активность. Развивать мелкую моторику.
Публикация «Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности „Эта волшебница соль“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Методы исследования: изучение информации, беседы, подбор материалов и оборудования для исследований, экспериментальная деятельность, исследовательская деятельность, наблюдение.
Материал. Картинки на доске с изображением моря, реки, соляного озера; соль пробирка, спиртовка. Видео – презентация «Виды соли».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами будем проводить опыты. Но для начала давайте порассуждаем, что произойдет с капелькой воды, если мы ее оставим в тарелочке на некоторое время? (Она испарится.) Что значит - испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испариться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться: чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (вода в море соленная.)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посмотреть презентацию про соль и узнать каких видов она бывает и откуда она берется.
Просмотр презентации про соль
Правильно, вода в море соленная, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже соленная.
Но мы с вами знаем, что людям нужна соль - ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп, котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль?
Существуют соляные озера, вода в которых очень соленная. (просмотр слайда.) Когда вода испаряется, соль, которая была в воде, остается.
Посмотрите на слайд: соль лежит по берегам озера… Эту соль можно собирать и добавлять в пищу. Но можно и самим получить соль.
А сейчас, ребята, предлагаю немного размяться, поиграть, «посолить» капусту:
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту мнём – мнём,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём.
Прежде чем мы начнем с вами опыт, давайте рассмотрим соль под лупой. Какая она? На что похожа соль?
Дети: На снег.
Воспитатель: Все правильно, а теперь давайте попробуем ложечкой растереть соль по тарелке. Что вы слышите?
Дети: Скрип, хруст.
Воспитатель: Молодцы. А что еще может скрипеть и хрустеть?
Дети: снег под ногами.
Воспитатель: Да, конечно. Давайте проведем опыт и получим из соленной воды соль.
Опыт.
У меня стакан с водой, а в банке-соль. Попробуйте ее на вкус - соленная? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите, в стакане с водой соль? Может быть она исчезла – ее же не видно? Как нам доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленная. (пробует воду на вкус, морщится.)
Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленная, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим.
Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленная вода. А можно ли обратно отделить соль от воды? Кто знает?
Необходимо стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу: «Воду нужно нагреть».
Воспитатель: Хорошо. А если воду нагреть, то что получится?
Дети. Вода испарится, а соль остается.
Воспитатель. Хорошо, давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль от воды. Чтобы получить из соленной воды соль, надо соленую воду выпарить, т. е испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?
Дети. Нагреть воду.
Воспитатель: Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.
Воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.
Воспитатель: «Ребята, видите, вода испаряется – уже появился пар. Вода превращается в пар».
Через некоторое время на дне пробирки начинает появляется соль.
Воспитатель: «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (соль.) Да это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.
Воду из пробирки выпаривают почти до конца, пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль.
Воспитатель. Воду мы нагревали и она (испарилась). Вода превращается в (пар). Очень хорошо!
Понравилась ли вам экспериментальная деятельность? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось?