Светлана Иванова
Конспект занятия «Поздняя весна. Весенние цветы. Перелетные птицы весной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Поздняя весна. Весенние цветы. Перелетные птицы весной»
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование синтаксической стороны речи, грамматического строя речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
Публикация «Конспект занятия „Поздняя весна, Весенние цветы, Перелетные птицы весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, речевого дыхания, мелкой моторики.
Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.
Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью пения соловья, дроздов, жужжание пчел, репродукции картин С. Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер» из альбома «Четыре времени года», ваза с букетом цветущих одуванчиков, игрушечная божья коровка, ветки березы, тополя со смолистыми листочками, ветка ивы с цветущими пуховками. Ход занятия.
1. Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин С. Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер». На столе в корзинке стоит букет цветущих одуванчиков. Звучит запись пения соловья.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Скажите, какое время года сейчас у нас на улице? (Весна). Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май) Сейчас какой месяц? (Май) скажите сейчас какая весна ранняя или поздняя? (Поздняя) Почему вы так решили? (распускаются листья на деревьях, цветут цветы, травка зеленеет, птицы прилетели, летаю насекомые)Логопед. Сегодня на занятии мы снова будем говорить о весне, потому что поздняя весна в разгаре, в природе произошли изменения. Вы много узнали о них. А для начала давайте поиграем с божьей коровкой, которая прилетела к нам в гости, чтобы послушать, чему вы научились.
2. Игра «Где божья коровка?» Логопед меняет местоположение божьей коровки, а дети комментируют его действия: «Божья коровка сидит на одуванчике. Божья коровка прячется под листком одуванчика.»
3. Чтение логопедом рассказа И. Соколова- Микитова «Лес ранней и поздней весною». Беседа по тексту.
Логопед. Сегодня я принесла на занятие картину С. Жуковского «Весенняя вода» и картину Н. Дубовского «Весенний вечер». Мы с вами рассмотрели и сравнили много разных картин. Вы научились составлять рассказы по ним. Сегодня вы тоже будете рассказывать о картинах, и рассказ, который я вам сейчас прочитаю, поможет вам. Послушайте, как описывает природу весной русский писатель Соколов- Микитов.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает пробуждать бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные смолистыми почками ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. На лесных полянках появились первые проталины. Кое- где на припеке начинают зацветать перелески. Пахнет смолистыми почками. Поют дрозды. Придет радостный день- зеленою дымкою покроется опушка березового леса. Над желтыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. В кустах на берегу реки звонко запел первый соловей.
Как описан в рассказе лес ранней весной? Что автор говорит о снеге, ветках берез, проталинах, первых весенних цветах (В лесу тает снег, на ветках берез набухли смолистые почки. На полянках появились первые проталины, зацветают перелески).
Чем пахнет в лесу? Что можно услышать в нем (В лесу пахнет смолистыми почками, поют дрозды)
4. Составление рассказов по картинам по плану.
Логопед. Думаю, что теперь вы без труда расскажете о том, что видите на картинах «Весенняя вода» и «Весенний вечер», по плану:
*какой период весны изображен на картине?
*что за место изобразил художник?
*как выглядят деревья, земля, небо?
*какие звуки можно услышать в уголке, изображенном художником, какие запахи можно ощутить?
(На картине «Весенняя вода» изображена ранняя весна. В лесу только начал таять снег. Появились большие проталины. Бежит весенний ручеек. Большая поляна залита водой. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу тепло и сыро. Деревья еще голые, но на них уже набухли почки. Небо над деревьями голубое с легкими облаками. Светит солнце. От деревьев на земле лежат тени. Кажется, что пахнет смолистыми почками деревьев и раздается пение дроздов.)
(На картине «Весенний вечер» изображена поздняя весна. Художник нарисовал уголок березовой рощи ранним утром. Молодые березки покрыты нежными светло- зелеными листочками. В свежей траве ветреница, распускаются одуванчики. За березами виден овраг, наполненный водой. Солнце всходит, и все вокруг кажется розоватым. На ветке березки распевает утреннее пение соловей.)
Логопед. Вы составили чудесные рассказы. А теперь пойдем а ковер и поиграем.
5. Подвижная игра Веснянка» (музыка релаксация)
А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки, и медленно Припекло, припекло. поднимают руки.
И по всюду золото идут по кругу, взявшись за руки, и медленно
Разлило, разлило опускают руки.
Ручейки по улице бегут на носочках в противоположную сторону.
Все журчат, журчат. Руки на поясе.
Журавли курлыкают меняют направление движения.
И летят, летят. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.
6. Игра «узнай запах». Логопед предлагает детям закрыть глаза и подносит к их лицам по очереди ветки деревьев со смолистыми листочками. Можно растереть. Дети вдыхают, не поднимая плеч. Логопед убирает ветки. Дети открывают глаза, говорят, какой запах они почувствовали. Аналогично со следующей веткой.
7. Упражнение «Звуки весеннего леса». Логопед предлагает еще раз перечислить звуки весеннего леса описанные в рассказе Соколова- Микитова.
Логопед. Внимательно послушайте и вы будете угадывать звуки весеннего леса.
8. Пальчиковая гимнастика.
С кем дружит цветок
(Для этой игры руки нужно сложить «цветочком» : соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчикисложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком, (поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)
9. Упражнение «Подбери схему».
Логопед. Посмотрите на эти звуковые схемы. Подумайте к каким названиям насекомых они походят. Соедините стрелкой. Прокомментируйте, объясните свое решение. (жук, оса, муха, комар)
10. Рассказывание чистоговорки.
Логопед. А теперь давайте расскажем чистоговорку. Сделайте вдох, а на выдохе расскажите ее. Старайтесь говорить правильно и красиво. Следите за произношением звуков. (У осы – не усы, не усищи, а усики)
11. Окончание занятия.