Алла Денисова
Конспект занятия «Подруга-Шапокляк» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук «Ш»
Цель: систематизация представлений детей о звуке Ш через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
Задачи: - закрепить правильное произношение звука Ш;
- учить выделять звук Ш из ряда других звуков, слогов;
- определять место звука Ш в словах;
- анализировать слова по их звуковому составу;
- учить образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –очк, чик;
- учить правильному употреблению притяжательных прилагательных;
- учить правильно отвечать на вопрос «почему7»;
Публикация «Конспект занятия „Подруга-Шапокляк“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Успенский Э. Чебурашка, крокодил Гена и др.
- Темочки
- обучать составлению рассказов-описаний;
- развивать высшие психические процессы (память, внимание, мышление);
- развитие пространственных представлений.
Оборудование: символы гласных и согласных звуков; предметы и предметные картинки, в названии которых есть звук Ш; модели-подсказки для составления предложений; фигурки зверюшек (волка, лисы, медведя, зайца, куклы (Шапокляк, мешочек с угощениями (горохом, сушками, орешками, шишками, шоколадом); волшебный телевизор.
Ход занятия:
1. Организационный момент и работа над просодическими компонентами речи.
Л. - Ребята нас пригласили в гости (показ. открытки-приглашения)
Порадуйтесь тихо (громко, шёпотом)
(Дети, каждый по-своему, выражают свои эмоции (-Ура! Здорово! Я рад. и т. д.)
- Но кто же нас пригласил? Открытка-то без подписи. Вот чей-то домик-норка.
Дети входят и произносят : ш-ш-ш-ш-ш
2. Развитие фонематического восприятия, пространственных представлений.
На столике «фото» мыши.
Л -. Чья это нора?
Д. - Мышиная.
Л. - Какой тут беспорядок! Давайте поможем хозяйке. Каждый из вас возьмёт предмет, лежащий на полу, и положит его в шкаф.
Дети поднимают предметы, кладут их в шкаф, говоря так: «Кошелёк я положил (а) на верхнюю полку слева. Шапку я положил на нижнюю полку по середине….и т. д.
3. Выделение звука Ш из слов
Л. - Ребята, я догадалась, зачем нас позвала мышь: она хотела поиграть с вами в «Школу» и рассказать о своём любимом звуке. Посмотрите, какие предметы она приготовила
( Дети называют: кошелёк, шапка, машина, шайба….)
- Догадалиссь, о каком звуке хотела рассказать вам мышь? Как вы догадались?
Характеристика звука Ш.
4. Работа над слоговой структурой.
Л. - Кто-то заглядывает в норку…. Какая-то старуха….Она просит угадать её имя: как услышите знакомое слово, хлопните в ладоши: Шакокляк, Шаполякт, Шапокляк
Ребята называют имя, старуха входит.
5. Составление слогов со звуком Ш. Придумывание слов с заданным слогом.
Игра: «Угадай слог, придумай слово» (каждому ребёнку даётся символ гласного звука или гласная буква. По просьбе логопеда (или самостоятельно) дети подходят к Шапокляк, остальные «читают» слог (ША, АШ, ШО и т. д.) Прочитав слог, дети придумывают слова (Шалаш, Шапка, Шум, Ушки….)
6. Практическое употребление винительного и творительного падежа существительных. Развитие кинестетического восприятия.
Л. - Шапокляк приготовила зверюшкам угощения. Она хочет, чтобы вы догадались, что, кому предназначается. Правила игры такие: достать из мешочка какой-либо предмет (на ощупь), сказать что это (-Я достал (а) шишку) и кого этим хотела угостить старуха (Шишкой Шапокляк хотела угостить белку….)
7. Определение места звука Ш в слове.
Л. - Шапокляк хочет, чтоб вы сказали, где в названии угощений слышится звук Ш (в начале, конце или середине слова.)
(Раздаются «вагончики» с тремя окошками и символы звуков, дети кладут фишки в нужные «окошки»)
8. Составление слов по первым звукам.
Л. - У Шапокляк есть волшебный телевизор. Если вы угадаете слово, на экране появится изображение. Определите первый звук каждого названия и составьте новое слово.
(Шар, кот. арбуз, фартук…= шарф…. и т. п.)
Динамическая пауза.
Л. – Мы идём в лес. В зависимости от времени года, спросить, каких зверей можно увидеть в лесу.
- Идём…Как только услышим звук Ш нужно остановиться.
В лес шагаем вместе мы.
Отыскать зверей должны.
Эй, зверюшки. выходите…
9. Развитие связной речи. Развитие мышления. Автоматизация звука Ш в спонтанной речи.
Л. - Кто это там прячется за ёлочкой? Я прочитаю загадку…Если вы её отгадаете, зверёк появится у нас в группе.
Посмотрите-ка какая.
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой.
Хвост пушистый и большой. (Появляется лиса).
- А кто хочет рассказать ребятам о зверьке, который прячется вон за той ёлкой? (Логопед даёт ребёнку модель. Ребёнок «читает» : У этого зверя серый мех, длинный хвост, жёлтые глаза, питается другими животными и т. д….Появляется волк…и т. д.)
10. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Л. - Посмотрите: зверюшки напуганы. Давайте приласкаем их : погладим и назовём ласково. А звук Ш нам поможет (зайчишка, волчишка, заюшка….)
11. Составление предложений.
Л. - Ребята, зверюшки приготовили для вас свои загадки: каждый из них написал о себе «неправильные» предложения. Вы должны исправить ошибки. Старайтесь.
(Пушистый лиса пришла курятник. Опушка лес вышел волк….)
12. Развитие памяти.
Л. - Пора в детский сад. Попрощайтесь со зверьками и со старухой Шапокляк. У нас путешествие волшебное, и волшебство продолжается: если запомните и повторите эти слова, то мы сразу окажемся в детском саду: ШАР, ШАРФ, ШУБА, ШАЙБА, ШАЛУН ШАЛАШ.
Подведение итогов.