Пикалева Ольга Александровна
Конспект занятия по знакомству с родным краем в средней группе на тему «Лекарственные растения Ставропольского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по знакомству с родным краем в средней группе
Тема: «Лекарственные растения Ставропольского края»
Дата: 25.04.2024г.
Воспитатель: Пикалева О. А.
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Задачи:
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Средняя группа
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
1. Образовательная: учить детей узнавать и называть лекарственные растения, произрастающие в нашем регионе.
2. Развивающая: расширять знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека, развивать познавательную активность.
3. Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, семена льна, упаковки ромашки аптечной, чабреца (тимьяна ползучего, льна.
Предварительная работа: экскурсия по территории детского сада
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, каждый день, выходя на прогулку, мы общаемся с природой. Мы наблюдаем за небом, солнцем и ветром. А еще за кем или чем мы можем наблюдать?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, мы видим птиц, насекомых, иногда животных, но всегда в любое время года мы попадаем в настоящее царство растений – царство деревьев, кустарников и трав. Мы ходим по траве и не замечаем, что у нас под ногами настоящее богатство.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В. Рождественский
Вы ходите узнать, что же это за богатство? Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях и постараемся разгадать их тайну.
Перед вами картинки с изображением растений, многие из них вам известны, но вы пока еще не знаете их главную тайну – это не простые растения, а лекарственные.
- Что означает слово лекарственные? Ответы детей.
Да, эти растения могут лечить людей и животных, нужно только знать, как правильно их использовать.
Крапива
Отгадайте загадку:
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива).
Верно – это крапива.
Предлагаю ребенку найти и показать всем крапиву.
Ребята, у нас на территории детского сада мы видели крапиву, скажите, где она у нас растет?
Ответы детей. (около забора, за березой).
Воспитатель: Нам не стоит обижаться за «злую» крапиву, ведь растение это очень полезное. Правда, не нужно срывать ее голыми руками.
- Как же защитить свои руки при сборе крапивы? (Надеть перчатки).
Из крапивы можно приготовить витаминный борщ, щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, она умеет останавливать кровь, поэтому хорошо заживляет раны. Если отваром из крапивы полоскать волосы, то они укрепятся и будут красивыми и блестящими.
Подорожник
Угадайте, о каком лекарственном растении я говорю?
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Правильно это всем известный подорожник.
- Найдите картинку с изображением подорожника. Почему он так называется? - Чем же он так хорош?
Ответы детей.
Правильно,
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
- Кто-то из вас лечился подорожником?
- Как? Ответы детей.
С давних времен люди лечили отваром из подорожника болезни желудка, сухой кашель и простуду.
Мы видели подорожник на территории нашего детского сада? Где (Под орешником)
Давайте немного подвигаемся и отдохнем:
Физминутка «Вместе мы гулять идём.»
Вместе мы гулять идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк, (Наклоны с касанием ступней ног пальцами рук)
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Мята перечная
Следующая моя загадка также о лекарственном растении, которое мы видим с вами каждый день на клумбе.
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это (Мята)
Покажите картинку с изображением мяты перечной
На территории нашего детского сада растет мята перечная. Мы с вами видели это зеленое с блестящими ароматными листьями растение. Листья мяты не только ароматны, приятно пахнут, но еще и очень полезны.
Мята успокаивает, расслабляет кишечник, снимет спазмы, помогает при повышенном газообразовании в кишечнике, помогает заснуть.
На прогулке мы с вами сорвем по одному листочку и ощутим приятный мятный аромат.
Лен
Голубым всё поле стало,
Словно небо вниз упало (Лён).
Из земли вырастаю —
Весь мир одеваю. (Лен).
Цветы льна очень красивые, голубые. Сейчас многие выращивают лен на клумбах для красоты. А раньше из-за льна, его стеблей ткали льняную ткань, а из нее одежду, скатерти, полотенца. Семена льна тоже полезны. Отваром семян льна лечат больной желудок. Семена добавляют в каши, хлебобулочные изделия. Они полезны витаминами, микроэлементами, белками.
Чистотел
Если травку ты сорвешь
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
Чистотел помогает заживлять ранки, помогает бороться с бородавками, мозолями. Если отвар пить, то лечит заболевания печени. Сок чистотела может раздражать кожу, поэтому необходимо соблюдать осторожность и не срывать растение просто так.
Ромашка аптечная
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички -
Белые реснички (ромашки)
Ромашка аптечная помогает при воспалении желудка, лечит больное горло, ранки во рту. Чай из ромашки успокаивает, помогает заснуть.
Чабрец (тимьян ползучий)
По земле стелюсь ковром,
И заверить вас готов:
Ароматней нет цветов!
Цвет сиреневый имею
И людей лечить умею.
За здоровье я - борец!
Кто, ребята, я?. (Чабрец).
Чабрец помогает при кашле, лечит воспаление во рту. А еще это растение добавляют в чай для приятного вкуса и аромата.
Динамическая пауза "Цветы"
На лугу растут цветы (Разводим руки)
Небывалой красоты. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)
К солнцу тянутся цветы. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)
С ними потянись и ты. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)
Ветер дует иногда, (Повороты туловища вправо, влево, при этом машут руками)
Только это не беда. (Грозят пальце)
Наклоняются цветочки, (Наклоняются вперед и опускают руки)
Опускают лепесточки. (Приседают)
А потом опять встают (Встают и поднимают руки)
И по-прежнему цветут. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)
Итог
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Лекарственные растения можно встретить на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Можно сказать, что Природа – это огромная Зеленая Аптека, где для лечения любых болезней можно отыскать свое лекарство. Но помните, что собирать и использовать лекарственные растения нужно только под присмотром взрослых, ведь среди лекарственных растений встречаются и ядовитые.
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.