Ольга Николаевна
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Знакомство со свойствами дерева и металла».
Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Знакомство со свойствами дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева, учить сравнивать предметы по характерным признакам, учить делать выводы;
- развивающие: развивать речь, логическое мышление и восприятие, обогащать словарный запас словами «плотный» и «пористый»;
- воспитательные: воспитывать интерес к работе в малых группах, вызывать у детей желание придти на помощь тому, кто в ней нуждается.
Материалы: 2 корзины с деревянными и металлическими предметами, неокрашенные деревянные диски, детали из металлического конструктора, стаканы с водой по количеству детей, таблица со свойствами материалов (заполняется по ходу занятия, салфетки бумажные, кукла Незнайка, рассказ Т. Д. Нуждиной «Мир вещей».
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите - у меня на столе стоят 2 корзины. Выберите себя по одному предмету из любой корзины.
Дети выбирают предметы.
- А теперь назовите свой предмет и материал, из которого он сделан.
Дети по очереди называют.
- А теперь, ребята, давайте в одну корзину сложим только те предметы, которые сделаны из дерева, а в другую – только те, которые сделаны из металла.
Появляется кукла Незнайка.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут раскладываете?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем, как одним словом назвать предметы из дерева?
Дети: - Деревянные.
Воспитатель: - а из металла?
Дети: - Металлические.
Незнайка: - Ребята, я хочу построить дом, но не знаю, какой мне выбрать материал. Что больше подойдёт для постройки дома – дерево или металл?
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке определить?
Дети: - Давайте, а как?
Воспитатель: - Мы уже с вами знаем, что предметы, которые лежат у нас в корзинах имеют свойства. А человек использует эти свойства, когда делает те или иные предметы. Давайте поговорим о свойствах дерева и металла, и поможем Незнайке определиться с материалом для постройки дома. Садитесь за столы.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: - Посмотрите, у вас на столах лежат деревянные диски и металлические болты. Попробуйте болтом провести по диску. Что получилось?
Дети: - Остался след.
Воспитатель: - А если сделать наоборот? Попробуйте.
Дети: - Ничего.
Воспитатель: - Что мы можем сказать о качествах дерева и металла?
Дети: - Металл твёрже дерева, а дерево мягче металла.
Вносим знаки в таблицу; проследить за тем, чтобы фразы произносились в сравнительной степени.
Воспитатель: - Как вы думаете, как можно использовать эти свойства?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: - Если нужно сделать нож, какой материал мы возьмём?
Дети: - Металл.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Он твёрдый, прочный, им можно резать дерево.
Воспитатель: - А теперь в левую руку возьмите диск, а в правую – болт. Что теплее?
Дети: - Диск.
Воспитатель: - Что можно сказать о таком свойстве?
Дети: - Дерево теплее металла, металл холоднее дерева.
Вносим знаки в таблицу.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, что станет с диском, если опустить его в воду?
Дети рассуждают.
Воспитатель: - А с болтом?
Дети рассуждают.
Воспитатель: - Давайте проверим?. Опустите в стаканчик болт. (дети опускают болт в стакан)
- А теперь опустите диск. (дети опускают диск в стакан)
- Что вы можете сказать о своих наблюдениях?
Дети: - Дерево легче металла, а металл тяжелее дерева.
Воспитатель: - Дерево легче, потому, что оно пористое, металл тяжелее, потому, что он плотный. Давайте подумаем: если нам нужно сделать лодку, из какого материала станем её мастерить?
Дети: - Из дерева, из металла лодка утонет.
Воспитатель: - А как вы думаете: почему спички делают из дерева, а кастрюлю - из металла?
Дети рассуждают.
Воспитатель: - Да, верно. Есть у дерева ещё и такое свойство, оно горит, а металл – нет.
Вносим значки в таблицу.
Давайте теперь поможем Незнайке определить, из какого материала нужно построить дом?
Дети: - Из дерева, потому, что оно теплее металла, с металлической крышей, чтобы не промокал дом.
Незнайка: - Спасибо, ребята! Теперь я точно построю хороший, тёплый дом.
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня вспомнили свойства дерева и металла, узнали новые свойства этих материалов. Узнали, как можно использовать свойства этих материалов при изготовлении предметов. А как человек узнавал эти свойства?
Дети рассуждают.
Воспитатель: - Конечно, человек наблюдал. Давайте, послушаем рассказ, как человек догадался сделать лодку.
Чтение рассказа.
Воспитатель: - Давайте вспомним, о каких свойствах дерева и металла мы сегодня говорили.
Читаем таблицу, а затем всё проговариваем в сравнительной форме.