МААМ-картинки

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Тайная комната»

Татьяна Панова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Тайная комната»

Цель: Поддержать инициативу детей в различных видах деятельности.

Задачи:

- Познакомить с понятиями : симпатические чернила, тайнопись.

- Формировать навык исследовательской деятельности.

- Способствовать повышению мотивации к обучению.

Материалы: стаканчики для растворов, прищепки (3 -5) шт, листы бумаги, ватные палочки или кисточки, утюг, молоко, раствор йода, раствор соды с водой, сок лимона.

Вводная беседа.

Дорогие ребята, приветствую вас в тайной комнате, в которой происходят настоящие чудеса! Здесь собрано всё для тайных посланий, весь опыт людей за многие столетия. Здесь создаются тайные чернила. И если вы напишите тайные послания этими чернилами, то можете не сомневаться, что никто не сможет просто так их прочитать. Почему?

Не забывайте – вы находитесь в тайной комнате, здесь даже чернила – тайные!

Всё, что вы скажите в этой комнате, станет тайной. Всё что вы напишите или нарисуете в этой тайной комнате, исчезнет и станет тайной! Не верите? Давайте проверим!

Основная часть: 14 мин.

Практический этап:

Проект «Исчезающие послания».

Цель проекта: Формировать познавательный интерес и познавательные действия в области шифрования и химии.

1. Ребята, тайные чернила, или исчезающие, называются симпатическими, Почти симпатичные, но немного по – другому. В чём их смысл, если наше послание полностью исчезнет? Дело в том, что после исчезновения, зная секрет, можно сделать так, что чернила опять проявятся. И послания можно будет прочитать. В чём же секрет? Секрет в самих чернилах. В том, из чего они сделаны. Есть много способов, как приготовить симпатично – симпатические чернила. И у разных чернил = разные способы проявления посланий. Одни надо подогревать над огнём, другие посыпать специальными солями, третьи надо смазывать йодом и т. д. Передача тайной информации с помощью таких чернил в глубокой древности был одним из главных элементов шифровки. Как правило на чистом листе бумаги сначала писалась секретная информация с использованием симпатических чернил. После высыхания поверх прозрачной надписи наносилось обычное сообщение простыми видимыми чернилами. Тот, кому предназначалось тайное послание, получив его, нагревал или обрабатывал специальным образом, и симпатические чернила проявлялись. Послания прочитывали и уничтожали. История невидимых чернил уходит корнями в глубокую древность. Знаменитый древнеримский поэт Овидий упоминал, что можно писать письма молоком, в этом случае написанное проявляется от нагрева. Древнегреческий философ Филон Александрийский ещё в 1 веке приводил пример рецепта невидимых чернил из сока чернильных орешков - образований на листьях растений, вызванных насекомыми или грибком. В Средневековье и в более позднее время существовало множество рецептов невидимых чернил. Всем вашим бабушкам и дедушкам известны истории о русских революционерах, которые, сидя в заключении, писали молоком секретные послания между строк обычных писем. Правда, эта уловка была хорошо известна полицейским, и переписку молоком пришлось прекратить.

2. От исторических сведений перейдём непосредственно к теории. Как сделать невидимые чернила своими руками и исследовать, как они действуют?

Материалы:

- стаканчики для раствора, прищепки (3 – 5 шт, листы бумаги.

- ватные палочки или кисточки.

- утюг.

- молоко – 50 гр.

- раствор йода.

- раствор соды с водой 1:1.

-сок лимона 50 гр.

Порядок проведения:

3. Перед нами несколько тайных стаканчиков, в которых находятся настоящие тайные чернила. Рассмотрим, что это. У нас молоко настоящее, хорошее. Послания, написанные молоком, мы будем проявлять позже с помощью тепла. Здесь у нас раствор соды и воды. Когда мы с вами использовали обычную пищевую соду? Когда надували воздушный шарик, когда делали вулканы. Теперь содой будем писать тайные послания в тайной комнате. Сода всегда есть на кухне у каждой хозяйки. Поэтому, когда ваша мама или бабушка долго находятся на кухне, посмотрите, может, они пишут тайные послания содой, и вам давно уже надо их прочитать. Проявляя послания из раствора соды и воды нужно тоже теплом.

Далее у нас есть сок. Соками вообще очень хорошо писать. Яблочный сок, сок лука, сок свеклы – все они впоследствии проявляются от нагрева.

У нас есть сок лимона, его мы будем проявлять с помощью раствора йода – того самого, которым смазывают небольшие ранки. Вообще, писать тайные послания можно крахмалом – проявляется под действием йодового раствора, и даже стиральным порошком с отбеливателем - он проявляется под ультрафиолетовым светом.

Но мы будем писать самыми доступными и безопасными средствами. Приступим!

4. Начнём с молока! Если писать на обычной бумаге с помощью кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись становится бесцветной. Проявляется под воздействием высокой температуры – для этого бумагу проглаживают горячим утюгом.

- Воспитатель раздаёт листы бумаги, ватные палочки.

- Дети рисуют, послания высыхают и изображения исчезают.

5. Пока наши молочные послания сохнут и исчезают, займёмся содовым раствором. После высыхания бумага совершенно бесцветная. Напишем содой послания для мамы.

- Воспитатель раздаёт листы бумаги, ватные палочки.

- Дети рисуют.

- Послания высыхают и изображения исчезают.

Сода сейчас начнёт исчезать, а мы займёмся лимонным соком. Кому будем писать послания лимоном?

- Воспитатель раздаёт листы бумаги, ватные палочки.

- Дети рисуют.

- Послания высыхают и изображения исчезают.

Подождём полного высыхания чернил. Обсудим пока, какие чернила кому больше понравились и почему.

6. Рефлексивно – оценочный этап.

– Что такое симпатические чернила?

- Что нужно сделать, чтобы их проявить?

Ребята, давайте прочитаем ваши тайные послания.

Итог занятия: воспитатель отмечает активных детей и их лучшие послания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группе «Волшебница Вода» экспериментирование в старшей группе Цель: Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ:.

Фотоотчет о беседе «Тайная сила Павла Бажова» в старшей группеФотоотчет о беседе «Тайная сила Павла Бажова» в старшей группе Цель: приобщение детей к миру книжной культуры. Задачи: знакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова; приобщить.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Тайная комната»
Опубликовано: 7 октября 2024 в 10:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Тайная комната»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Панова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД