Анастасия Ровнягина
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Осенний листочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Осенний листочек» подготовительная группа
Цель: развитие творческой познавательно - исследовательской активности детей в процесс экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление знаний о строение листа посредствам специально организовано организованной исследовательской деятельности.
Темочки:
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Дать возможность проявлять самостоятельность мышления.
Развивающие: развить интерес к опытно - экспериментальную деятельность. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач, умение видеть удивительное в окружающим мире.
Ход занятия
Воспитатель зовет детей на ковер.
Дети стоят вокруг воспитателя.
-Ребята, бегите быстрее ко мне, будем начинать наш новый день.
-Встаньте, что бы всем было удобно и повторяйте за мной.
Здравствуй солнце золотое (руки поднять над головой и
скрестить)
Здравствуй небо голубое (развести руки в стороны вверх)
Здравствуй легкий ветерок (покачивание руками над головой)
Здравствуй быстрый ручеёк (покачивание руками внизу)
Здравствуй утро (отводим правую руку в сторону)
Здравствуй день (отводим левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень (руки скрещиваем к плечам и разводим в
стороны)
Воспитатель: -А теперь отгадайте загадку?
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…. (Осень).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3
месяцев.
- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь,
ноябрь)
- Знаете ли вы приметы осени? (дети дают ответы)
-Какие? (становится холодно, листья опадают, птицы улетают в теплые края).
(рядом с ковром стоит стол с картинками и мольберт с магнитной доской)
- Молодцы, у меня на столе разложены картинки, каждый из вас возьмёт одну картинку и назовет признак осени и приклеит картинку на доску.
-Ребята, мы не только все вместе вспомнили приметы осени, но и изобразили осенний пейзаж. Нравится вам картина?
(воспитатель берет зеркало и ловит луч солнца, если нет солнца, заменяет его на свет от фонарика).
- Ой, что это! Да это же солнечный зайчик.
- А почему его мы поймать не можем? Правильно, солнечный зайчик -
это лучик солнышка, который отразился в зеркале.
- Посмотрите, на что он показывает? Ой смотрите какая то интересная
коробочка. Давайте заглянем?
(в коробочке лист березы и схема).
Воспитатель: Родился из почки, растет-зеленеет, осенью-желтеет,
падает-темнеет. (Это листок).
- Угадали!
- А с какого дерева листочек, кто знает (береза).
- Ребята, здесь еще что-то есть, посмотрите. (На схеме листочек. От
него идут стрелочки к птице, к лодке, к перышку, разбитому яйцу)
(Схема вывешивается на доску)
- Что бы это значило?
- Схему мы нашли вместе с листом, значит, что нам нужно изучить? (лист дерева).
-Кто изучает природу? (ученые)
-Правильно, давайте сейчас с вами превратимся в ученых, проведем научные опыты и разгадаем схему.
«Вокруг себя обернись, в ученого превратись!».
(дети надевают белые халаты).
-Уважаемые ученые, подойдите к столу.
(на столе лежат веточка с листьями, корзинка с листьями, корзинка с камнями, таз с водой).
Возьмите палочку с сухими листиками высоко поднимите над головой, а затем и подуйте на нее. Что делают ваши листочки (кружатся, летят).
- Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?
Дети берут листик и опускают его в воду. (поплывет как лодка).
- Возьмите на одну ладошку лист, на другую - камушек. Затем подуйте
сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло? (лист полетел, а камушек остался на ладошке). Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.
-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что
произошло? (рассыпался).
- Ну, а теперь отгадаем загадку и получим разгадку.
- И так наш листок как птица, что делает?
- Наш листок как лодка, что делает?
- Наш листок как перо, какой он?
-Наш листок как яйцо, какой он?
- Молодцы! Разгадали схему.
Воспитатель: Правда листочек наш не так прост, как казалось.
- А кто знает, где живут осенние листочки?
Физкультминутка
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже,
Всё к земле он ближе, ближе,
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Воспитатель: - А вам интересно узнать, как устроен лист?
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть
воспользуемся увеличительными приборами - лупой.
Лист, состоит из пластинки и черешка.
- Рассмотрим через лупу сначала черешок - это часть, которая
соединяет лист с веткой.
- Теперь верхнюю поверхность пластинки листа. Видите, жилки -
тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки
листочки питаются влагой.
- Что мы с вами увидели? Что есть у листа?
- А кто знает почему осенью листья изменяют цвет?
- Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому
веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Воспитатель: - Возьмите зеленый листочек и вложите его внутрь
согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно
постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили? На ткани
появились зеленые пятна.
- Это зеленое вещество по научному - хлорофилл, оно и
окрашивает лист в зеленый цвет, а вырабатывать его листочкам помогает
солнышко.
- Когда наступает осень и дни становятся короче и прохладнее, меньше
солнечного света попадает на листочки. Зеленое вещество постепенно
уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет
становится желтым.
- Поэтому на деревьях осенью листья какие? (Ответ детей).
Воспитатель: - Скоро наступит зима и яркие листочки засыплет
снегом, жалко. Хотите их оставить на память об осени? (Да).
Я предлагаю вам их нарисовать. А для этого нам нужно вернуться в детский сад. (дети снимают белые халаты).
«Вокруг себя обернись, в детский сад вернись!»
-Ребята мы с вами снова в детском саду. И сейчас я предлагаю осуществить задуманное – нарисовать осенние листья.
Нужно взять листок, положить его на клеенку, с помощью
кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест.
- Затем подойти с клееночкой к столу, взять листок за черенок и
окрашенной стороной положить на белый лист, прижать его салфеткой,
стараясь не сдвигать с места;
- Потом взять за черенок и осторожно снять его с листа, и вместе с
салфеткой положить на поднос.
- На что похожи листочки? На деревья.
- У нас получился целый лес. И теперь нашей картиной мы будем весь
год любоваться, вспоминая осень и ее чудесные, разноцветные листья. И в
этом нам помог обыкновенный листочек, случайно оказавшийся в нашей группе.
Итог
Что вам понравилось больше всего? Что мы с вами делали с листочком?
А как мы с вами рисовали? Что у нас получилось в конце?