Кравченко Татьяна Александровна
Конспект занятия по экспериментированию для детей старшей группы «Вода, что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию для детей старшей группы на тему : «Вода, что это такое?»
Цель: Расширение и уточнение представлений о природном явлении-вода.
Задачи:
1. Образовательные: Расширить знания детей о свойствах воды. Различных ее состояниях (жидком, газообразном, твердом); о назначении для всего живого; познакомить с понятием «Круговорот воды в природе», источником питьевой воды.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию для детей старшей группы „Вода, что это такое?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление, познавательный интерес, формировать навыки составления предложений.
3. Воспитательные: Прививать бережное отношение к воде, воспитывать потребность и желание экономить воду, сохранять ее.
Материал и оборудование: чайная ложка, ломтики лимона, молоко, сок фруктовый, мелкие камешки на тарелке, гуашь, трубочки для коктейля, различные сосуды для воды, вода, мультфильм «Приключения ручейка», мольберт, комнатные цветы, лейки с водой, мяч, кубик с наклеенными цифрами, 6 подносов, 6 пластиковых стаканов.
Методические приемы: Наглядные (наблюдения, распознающего характера, за изменением и преобразованием объектов; показ способа действий; использование ТСИ)
Словесные: рассказ воспитателя, рассказ детей; Практические: (метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры).
Словарная работа: лаборатория, опыт.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми заходит в зал. Дети здороваются с гостями. Там в лаборатории встречает ученый (воспитатель).
-Здравствуйте мои маленькие уважаемые коллеги. Приветствую вас в своей лаборатории.
Вводная часть: -Подойдите, пожалуйста к столу и посмотрите, что на нем находится? (Дети подходят к столу и смотрят емкости с водой, со льдом, и снегом)
Воспитатель: Уважаемые коллеги, что вы можете сказать о том, что вы увидели (Дети отвечают что это снег, лед и вода. И это все разные состояния воды.
Воспитатель: Коллеги, как вы думаете, о чем у нас с вами сегодня пойдет речь? (Дети отвечают, что скорее всего о воде)
Воспитатель: Молодцы! А теперь я вас попрошу приготовиться к нашей с вами дальнейшей работе. Наденьте, пожалуйста, ваши рабочие одежду (белые халаты). Вот теперь мы готовы к исследованиям и экспериментам.
Основная часть. Знаете дети что вода у нас не простая : она может превращаться из одного состояния в другое, из другого в третье; она может менять цвет, вкус, запах и многое другое. Вода-Волшебница. И мы с вами сегодня в этом убедимся. Сейчас мы с вами разделимся на пары. Каждая пара детей проводит свой опыт и делает обобщение и вывлд.
Проводится игра «Брось кубик», где цифра, выпавшая на кубике обозначает № опыта. Дети парами проходят к своим столам для проведения опытов.
Поисковый этап.
Опыт 1: «Вода - прозрачная».
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каждом из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 2: «У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду.
Опыт 3: «У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Опыт 1: «Пар-это тоже вода»
Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Опыт 4: «Лед легче воды».
Пусть дети выскажут свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, может быть сразу растворится? Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Лед плавает в воде. Скажите детям, что он легче воды, поэтому не тонет. Оставьте лед в стаканчике и посмотрите, что с ним затем произойдет.
Опыт 5: «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком самая теплая.
Опыт 6: «Польза воды для растений».
Предложить детям полить засохший цветок, и цветок который уже полили. Посмотреть какой цветок быстрее впитает воду. Сделать вывод: Засохший цветок быстро впитал воду.
Смотрят слайды о воде (лед, снег, пар, иней).
Воспитатель: Что вы сейчас увидели на экране?
Дети: Мы увидели (перечисляют)
Воспитатель: Одним словом как это можно назвать?
Дети: Вода.
Воспитатель: А почему все это можно назвать водой?
Воспитатель: О чем мы будем говорить сегодня с вами?
Дети: О воде.
Воспитатель: Зачем нам нужна вода?
Дети: Чтобы умываться, готовить, стирать, пить и. т. д.
Слайды о пользе воды в природе.
Игра «Дождик»
Воспитатель: Откуда берется вода? (Дети говорят о круговороте воды в природе).
Слайды о том, как пользуются водой.
Подвижная игра «Мы - капельки».
Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она - Тучка-мама, а дети - ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает погулять на землю, дает наставления везти себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан - дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся. Песня о воде, стихи о том, что воду нужно беречь.