Дозорова Оксана Сергеевна
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Дозорова О. С. Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух».
Занятие для детей старшей группы по теме «Воздух» разработано и представлено в соответствии с ФГОС. Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровье сберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста.
Цель:
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами.
2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.
5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.
Оборудование:
Воздушный шарик; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; веер для каждого ребенка; стакан (прозрачный); по 2 карточки на каждого ребенка красного и зеленого цвета; мыльные пузыри; ватман;
Организационный компонент
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями)
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
(На экране появляется мультяшный «Ветер», в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).
Голос шарика: Ой-ой-ой куда это меня ветром занесло?
Воспитатель: Ребята куда попал шарик?
Дети: В детский сад.
Голос шарика: А что такое детский сад?
Воспитатель: Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.
Голос шарика: А что находится у меня внутри?
Воспитатель: А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!
Голос шарика: С удовольствием!
Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории.
«Поведения в лаборатории».
(На стене висят рисунки-подсказки)
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не ссорьтесь во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию.
ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Опыт №1.
(Воспитатель кладет воздушный шар на край стола и взмахом веера приводит воздушный шар в движение, шарик падает со стола).
Воспитатель: - Почему шарик слетел со стола? Я до него даже не дотронулась (его сдул ветерок). Правильно ребята, ветерок-это воздух, который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха). Посмотрите ребята, как вы думаете, что у меня в руках? Правильно вертушка, она нужна для того чтобы измерять силу и направление ветра. Чем сильней я буду дуть на неё, тем быстрее она будет вертеться.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего ещё нужен ветер?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер - это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Воспитатель: Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте присядем на стульчики (обратить внимание на посадку детей).
Посмотрите внимательно на экран (презентация, изображения природы).
1. Загрязненный лес;
Воспитатель: Обратите внимание на мусор. Как вы думаете, легко ли там дышать?
2. Загрязненные водоемы;
Воспитатель: Ребята как вы думаете, живут ли в такой воде здоровые рыбки?
3. Грязный город;
Воспитатель: А здесь могут жить здоровые люди?
4. Чистый лес и вода;
А теперь обратите внимание на чистоту леса.
Какой в лесу воздух? (ответы детей).
Почему он там чистый? (ответы детей).
Какие рыбы там живут? (здоровые).
(В этом лесу чистый воздух, он содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Чем больше растений – тем больше кислорода).
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).
Делаем вывод: Воздух бывает чистым и грязным.
Опыт №2.
(воспитатель обращает внимание на стакан)
Воспитатель: -Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Значит в стакане, что есть?
Дети: Воздух.
-А теперь, мы наклоним стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. – Ребята почему воздушные пузыри поднимаются на верх? (Они легче воды).
Делаем вывод: Воздух легче воды
Опыт №3
Ребята вы видите воздух? (ответы детей). А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?
Дети: Ничего
Воспитатель: А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?
Дети: Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.
Опыт№4
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Опыт №5
Воспитатель: Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети: нет
Делаем вывод: Человек не может жить без воздуха.
Опыт №6
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? (бесцветный)
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Делаем вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух.
( Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах : чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.).
Дети отгадывают запахи.
Воспитатель: Делаем вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Воспитатель: Ребята желаете порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем -
Пузырьки раздуем!
Сейчас я буду вызывать по 4 человека. Остальные присаживаются и ждут своей очереди (дети подходят, воспитатель раздает им мыльные пузыри закрашенные красками: (синяя, красная, желтая, зеленая) поочередности дети начинают дуть в трубочки в круглые отверстия, которые находятся на коробке).
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая красота у нас получилась! Вам нравится?
Рефлексия
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я предлагаю вам поиграть, возьмите по 2 карточки - одну красную, другую зелёную. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон (зеленая карточка).
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (зеленая карточка).
-Воздух тяжелее воды (красная карточка).
-Человек не может жить без воздуха (зеленая карточка).
-Ветер это движение воздуха (зеленая карточка).
.-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку (зеленая карточка).
-Чистый воздух имеет запах (красная карточка).
Молодцы, хорошо поработали
Голос шарика: Ребята вы так много знаете о воздухе, мне было очень интересно с вами! Теперь я знаю, что у меня внутри воздух! За ваши открытия я хочу вас тоже порадовать, примите от меня эти…. До свидания!
Воспитатель: Ребята давайте всем скажем до свидания, и пойдем потихонечку в группу.