Алия Воробьева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Компас»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Юный экспериментатор»».
Группа дошкольного возраста, возраст от 5 до 7 лет.
I Год обучения
Педагог: Воробьева Алия Наильевна
Тема занятия : «Компас».
Цель: Продолжать знакомство с устройством, работой компаса и его функциями.
Задачи:
1 Образовательная –знакомить детей с устройством компаса;
2 Развивающая: развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Компас“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3 Воспитывающая: продолжить укреплять развитие логического мышления, памяти и внимания учащихся
Форма проведения занятия : Комбинированное
Методы:
Материал для занятия : для педагога, обучающихся (егося).
Ход занятия:
I Организационная часть.
1 Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
Добрый день ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с устройством, работой компаса и его функциями.
II. Основная часть.
1 На прошлом занятии мы поверхностно ознакомились с компасом. Для того чтобы вспомнить прошлое занятие, задам вам несколько вопросов.
2 Изучение нового материала.
- Любите ли вы путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в экспедицию.
- А что такое экспедиция?
Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным (исследовательским, военным, просветительским и т. д.) заданием.
Я предлагаю нам отправиться в исследовательскую экспедицию в Арктику, а где она находится? Арктика — это северная полярная область Земли, примыкающая к Северному полюсу.
Нам надо собраться в дорогу. Давайте составим список того, что нам потребуется для экспедиции? (Еда, вода, одежда, транспорт? компас)
Для начала, как вы считаете, какие знания нашей природы потребуются для ориентирования на местности, для того, чтобы не заблудиться и не сбиться с пути?
- Отдельно стоящее дерево (сосна, мох.
- Правильно, данные местные ориентиры могут помочь нам найти нужное нам направление, но наиболее эффективны они только днем, когда мы достаточно хорошо можем разглядеть их. А как же нам придется ориентироваться ночью?
Если обучающиеся затрудняются с ответом:
А ночью дорогу как узнаете вы? Всегда вам поможет
Свет …. (полярной звезды)
Давайте попробуем с вами найти на представленной фотографии созвездия Малой и Большой медведицы, а также Полярную звезду.
А знаете ли вы, почему Арктика носит именно такое название? Все дело в том, что в переводе с греческого языка «» означает «медведица», — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный».
- Какое направление показывает полярная звезда? (Север)
- Итак ребята, отправляясь в экспедицию в Арктику, находящейся на Северном полюсе мы с вами выбрали направление, в котором нам следует двигаться?
-Да, на Север.
- Отлично, давайте скорее же отправимся в нашу экспедицию! Однако, ребята, ближе к северу мы можем столкнуться с тем, что деревьев станет все меньше и меньше, потом они вовсе исчезнут из виду. Когда мы будем плыть с вами на корабле, погода может стать суровой, мы не сможем ориентироваться по звездам. Так как же мы сможем отыскать путь? Давайте просмотрим короткое видео, в котором ребята отправились в путешествие на Северный полюс, оно поможет ответить на ваши вопросы.
Просмотр видео.
- Так какой же прибор нам понадобится? - Что на прошлом занятии мы узнали о компасе?
А теперь давайте отдохнем, проведем небольшую разминку.
Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко.
Прежде всего, компас - это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направление движения.
- Почему компасы такие разные?
- Компасы делятся на три принципиально различных вида:
• Электронный компас
• магнитный компас
• гирокомпас.
Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство, используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс.
- С одним из видов компаса мы познакомимся на уроке.
- На ваших партах лежат компасы.
- Рассмотрите их.
- Опишите ваш компас. С каким видом компаса мы будем работать, как считаете?
(Основная часть компаса – это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный конец ее повернут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке – корпусе. На дне ее находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В)
- Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках?
3 Физ. минутка.
Вот мы руки развели
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
4 Закрепление изученного на занятии материала на практике.
- Ребята изобразите на листе бумаги схему компаса, затем каждый представит свою работу. Отметьте стороны света на компасе. Принято на схемах отмечать север вверху, Стрелка нашего компаса показывает на север, напротив (внизу на схемах) будет - юг, справа от севера - восток, а слева от севера - запад.
Норд – север, зюйд – юг, вест – запад, ост – восток так называли стороны света голландские мореходы. По сторонам света дают имена ветрам: с какой стороны ветер дует, то имя и носит. В Древней Греции ветры считались богами и назывались так: «Борей» - северный ветер, «Зефир»- западный ветер, «Нот» - южный, «Эвр» - восточный. Свои имена были у ветров на Руси: «Полуденник» - Южный, «Полунощник» - Северный.
- Определим, где находится север, юг, запад, восток. Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических ножек парт и стульев, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.
- Где север? Показали свободной вытянутой рукой. - Назовите и покажите противоположную сторону северу. (Юг, оборачиваются назад) - Повернитесь лицом к северу.
- Какая сторона света находится справа? (ВОСТОК или ОСТ) - Какая сторона располагается слева? (ЗАПАД или ВЕСТ) - Часто моряки или пираты произносят такие слова «НОРД-ОСТ» .
- Что оно означает? (Северо-Восток, «Зюйд-Вест» (Юго-Запад).
- 4 основные стороны света и 4 промежуточные. Какие предметы располагаются в классе по этим сторонам? Поворачиваемся в эти стороны.
III. Заключительная часть.
Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие.
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.