Олеся Кулибякина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Барыня соль» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли (запах, вкус, цвет, растворимость).
Задачи:
Образовательные задачи:
-познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования, её значении в природе, в жизни человека;
- познакомить с видами (поваренная, каменная, морская)
Развивающие задачи:
-развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
-развивать творческие способности детей;
-устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Барыня соль“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;
-воспитывать любознательность и интерес к познавательно-исследовательской деятельности, усидчивость, аккуратность в работе.
Методы и приемы:
— практические: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью;
— наглядные: наблюдение;
— словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Формы реализации деятельности : игры, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (баночки с окрашенной солью).
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Активизация словарного запаса: кристаллизация, минеральное вещество.
Материалы и оборудование: соль, яйца, стаканы с водой, пипетки, цветная соль, ложки, тарелки, стеклянные баночки.
Ход занятия:
Звучит легкая музыка.
Здравствуйте, меня зовут О. С., я работаю воспитателем в другом детском саду. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы вместе с вами окунуться в мир знаний. Вы мне поможете?
Воспитатель: Ребята, становитесь в круг, поприветствуем друг друга.
Подойди ко мне, дружок,
Соберемся все в кружок.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Ребята, у нас получился круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, улыбнемся, поделимся своим хорошим настроением со своими друзьями и с нашими гостями.
Звучит русская народная музыка. Появляется Барыня (большая кукла в русском народном костюме).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто к нам в гости пожаловал.
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: А для того чтобы узнать кто эта барыня и как ее зовут.
Вам нужно отгадать загадку:
Отдельно — я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
Дети: Соль.
Воспитатель: Это Барыня Соль.
Воспитатель: А вы знаете, откуда берется соль?
Дети: Из соленых озер и морей.
Воспитатель: В нашем Алтайском крае есть солеперерабатывающий завод в Кулундинском районе. В честь него названо село Бурсоль.
Воспитатель: Сегодня с нашей гостьей мы отправимся в интересное путешествие, где проводят опыты и эксперименты. Мы отправимся в лабораторию.
Воспитатель: А кто работает в лабораториях?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Вот и мы сегодня будем, настоящие ученые-исследователи
Но в лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать и не пробовать без разрешения
- внимательно слушать воспитателя
- не разбрызгивать воду, делать все аккуратно
- соблюдать тишину, не мешать другим ребятам
- бережно обращаться с оборудованием и материалами.
Воспитатель: запомнили правила? Тогда садитесь за столы поудобнее.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
«Будет интересно!”
Опыт №1.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами стаканчики с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь давайте определим, есть ли соли запах? Понюхайте её.
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Возьмите стаканчик с солью, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете? Соль сыпется или льется?
Дети: Соль сыпется, значит, она сыпучая, рассыпчатая.
Воспитатель: Как узнать какая соль на вкус?
Дети: Попробовать.
Воспитатель: А можно пробовать незнакомые предметы?
Дети: Нет
Воспитатель: Но я знаю, что в нашей лаборатории все чистое и стерильное. Поэтому я разрешаю вам набрать, немного соли в ложку и попробовать кончиком языка. Какая соль на вкус?
Дети: Соленая
Воспитатель: Ребята, соль это какое вещество? Потрогайте соль.
Дети: Твердое.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на соль, на что она похожа (блестящие кристаллы).
Дети: На кристаллы, крупинки.
Воспитатель: Со временем в условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась. Что делает соль?
Дети: Кристаллизуется.
Воспитатель: Подведем итог, что вы можете сказать о соли?
(соль белая, твердая, соленая, не имеет запаха и сыпучая).
Воспитатель: Ребята, а какую соль вы знаете?
Дети: Морская, крупная, мелкая.
Воспитатель: Ребята, для чего нужна соль? Где люди используют соль?
Соль – это пищевой продукт, приправа к блюдам. Это единственное минеральное вещество, которое в чистом виде люди употребляют в пищу.
Опыт №2.
Воспитатель: Ребята, возьмите пипетки? Капните немного воды на соль.
Что произошло?
Дети: Соль впитала воду.
Воспитатель: Как вы думаете, почему соль впитала воду, а не растворила ее?
Дети: Соли много, а воды мало.
Воспитатель: Ребята, как сделать, чтобы соль исчезла?
Дети: Растворить в воде.
Воспитатель: Возьмите ложку, наберите в нее соль. Высыпьте соль в стакан с водой и размешайте её.
Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: А почему говорят, что соль в воде родится, а воды боится?
Дети: Соль в воде рождается и в воде растворяется.
Воспитатель: Изменился, ли цвет воды?
Дети: Не изменился.
Воспитатель: Как вы думаете, какой на вкус стала вода?
Дети: Соленая.
Воспитатель: Ребята, получившийся соляной раствор-это какое вещество?
Дети: Жидкое.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы из твердого вещества соли получить жидкость?
Дети: Растворить ее в воде.
Воспитатель: Делаем вывод из второго опыта
Дети: Соль впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде, меняет вкус воды, но не меняет цвет.
Воспитатель: Все знают, что еду солят, чтобы она стала вкуснее, а что будет с едой, если насыпать много соли?
Дети: не вкусная, пересоленная.
Воспитатель: Ребята, давайте разомнемся и немножко отдохнем.
Физкультминутка музыкальная.
Воспитатель: Ребята, Барыня Соль приготовила вам загадку.
У нас есть две банки с водой. В банки я кладу по одному яйцу. Что вы видите?
Дети: В одной банке яйцо утонуло, во второй банке яйцо плавает.
Воспитатель: Почему так произошло?
Дети: В одной банке пресная вода и яйцо в ней утонуло, а во второй банке соленая вода и яйцо в ней плавает.
Воспитатель: Солёная вода выталкивает предметы на поверхность. Ребята, подумайте и скажите в какой воде легче научиться плавать. В соленой или пресной?
Дети: В соленой воде легче научиться плавать.
Опыт № 3.
Воспитатель: А вы знаете, что соль используют не только для приготовления пищи, ее можно окрашивать, а затем даже рисовать цветной солью и делать поделки. Я вам приготовила, цветную соль, и мы с вами сделаем вазу хорошего настроения. Для этого вы, ребята, наберите полную ложечку цветной соли, насыпьте в вазу. Затем возьмите соль другого цвета, насыпаем в вазу и т. д.
Воспитатель: Смотрите, какая у нас получилась красивая, радужная ваза. Вам нравится? Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что вам больше понравилось сегодня?
Дети: Мы узнали о том, что соль сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи, из нее создают замечательные сувениры своими руками — баночки с цветной солью.
Воспитатель: Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям?
Дети: Да.
Воспитатель: Нашей гостье Барыне Соли понравилось знакомство и общение с вами. Но она не прощается с вами, она оставляет свой след в каждом доме на ваших столах.