Катя Леонова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Маленькие фокусники»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к занятию.
Тема занятия : Маленькие фокусники.
Цель занятия : Формирование познавательного интереса у детей через экспериментальную деятельность.
Задачи занятия :
Социально-коммуникативное развитие:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта;
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Маленькие фокусники“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фокусы для детей
- Темочки
• Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,
Речевое развитие:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Физическое развитие:
• приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Групповое помещение детского сада подготовительной к школе группы.
Интегрированное комплексное занятие.
Используемое оборудование: магнитофон, проектор, экран, ноутбук; молоко, пищевые красители, пипетки, зубочистки, емкости для молока, ватные палочки, моющее средство; два магнита (большой, маленький, крепки, дощечка; вода, соль, два стакана, ложка для перемешивания, два яйца.
Содержательная часть:
Номер слайда (если есть презентация) Деятельность учителя Деятельность ученика
Этап 1 (Мотивационный 1 минута)
Цель этапа: мотивация детей на образовательную деятельность, создание позитивного настроения. Цель этапа: включение в образовательную деятельность.
Проектор включён.
Слайд 1 Воспроизводится видео фрагмент.
Проектор выключен.
- Проходите ребята, присаживайтесь на стульчики. Мне приятно видеть вас таких доброжелательных, красивых.
- Ребята, у меня в руках простая банка с водой. Вода у меня в ней прозрачная. Закрываю банку крышкой и накрываю платочком и немного потрясу. - Дети проходят и садятся на стулья полукругом около стола с предметами для фокусов.
- Смотрят и слушают воспитателя.
- Поднимаю платок и что мы видим? - Ответы детей.
Этап 2 (Ориентировочный 3 минуты)
Цель: Подвести детей к формулированию целей деятельности. Цель: Осознать и сформулировать цель деятельности.
- Ребята, а вы любите фокусы? - Ответы детей.
- А кто показывает фокусы? - Ответы детей.
- Как вы думаете, чем отличается фокус от волшебства? - Ответы детей.
- Интересно, а кто-нибудь мне сможет ответить, чем мы сейчас будем заниматься? - Ответы детей.
- Сегодня мы будем знакомиться с фокусами и раскроим секрет, почему фокус получился. - Слушают воспитателя.
- Готовы стать фокусниками? - Ответы детей.
- Тогда вставайте:
- 1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В фокусников превратитесь!
Воспитатель надевает на себя шляпу фокусника и дает детям.
- Дети встают со стульев, слушают воспитателя, выполняют движения по тексту.
- Дети одевают шляпы.
- Прежде чем начать работать, я предлагаю разбиться на две группы. Все друг за другом будут доставать из мешка геометрические фигуры, но сначала надо назвать, то что вы достаёте. - Ребята выполняют предложенные действия.
- Сделайте шаг вперед у кого треугольник в руках, шаг назад - у кого круг. - Ребята выполняют предложенные действия.
- Отлично!
- Ребята, предлагаю ребят, у кого треугольник в руках назваться группа «Треугольник», а у кого в руках круг - группа «Круг» и запомните, пожалуйста, кто с кем в команде.
А теперь положите геометрические фигуры на поднос и присаживайтесь на стульчики.
- Слушают воспитателя, осматриваются, кто с кем в команде и убирают фигуры на поднос.
- Убирают фигуры и садятся на стулья.
В центре экспериментальной деятельности 2 подноса, которые отмечены геометрическими фигурами: треугольник, круг.
Этап 3 (Исполнительский, 17 минут)
Цель этапа: Формировать деятельностные компетенции детей через экспериментальную деятельность. Цель этапа: Актуализировать личностные качества в совместной деятельности и научиться применять полученные знания самостоятельно.
- Ребята, мы сейчас будет работать с различными опасными предметами. Подскажите мне, что нельзя делать во время фокуса. Правильно, пока мы не начнем делать фокус, ничего не трогаем руками и внимательно слушаем, что вам рассказываю. - Ответы детей.
- В нашем первом фокусе мы научим яйцо плавать «Нетонущее яйцо».
- Для этого нам понадобится, стакан, вода, соль, яйцо сырое, ложка для перемешивания
- Дети смотрят и слушают воспитателя.
Д/ И игра: «Что сначала, что потом»
Цель: учить детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов «потому что», «из-за того что», «поэтому». Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
- Ребята, как думаете, что сначала будем делать…. Чтобы нам было полегче, у меня есть вот такие подсказки (картинки с предметами). Когда вы будете называть очередность действий, эти карточки я буду прикреплять на доске, и на них можно смотреть при выполнении фокуса. - Обсуждение ребятами, данного вопроса
- В центр приглашаются ребята из первой группы, которую мы назвали «Треугольник» - Дети подходят к столу с предметами для фокуса.
- Надо налить в два стакана чистой воды. В один стакан положить соль (7-8 ложек) и перемешать. - Дети наблюдают (наливают воду и кладут соль, перемешивают)
- Ребята, как думаете, что произойдет с водой? (соль растворится в воде или вода станет соленой.) - Ответы детей.
- А теперь, попробуем узнать, как поведёт себя яйцо, если его положить в стакан с чистой водой. Опустим и что же мы видим? (оно утонуло, т. е. опустилось на дно стакана) - Берут яйцо, опускают в стакан с водой и наблюдают что произошло.
- Ребята, как думаете, почему яйцо утонуло? - Ответы детей.
- Правильно, потому что яйцо тяжелое, оно тяжелее воды, а вода легче. - Слушают воспитателя.
- Теперь проделаем то же самое, но со стаканом соленой воды.
- Что же мы увидели? (оно не утонуло, а осталось на поверхности воды). Почему так произошло? - Дети выполняют задание
- Отвечают на вопрос
- Когда мы положили соль в воду, она стала соленой, то есть тяжелее. А соленая вода держит яйцо на поверхности, потому что оно теперь легче воды. - Слушают воспитателя.
- Аплодисменты нашим фокусникам, они справились с этим фокусом и разгадали его секрет. - Дети хлопают, участники садятся на стулья.
Физкультминутка
- Ребята, а какие должны быть фокусники?
( воспитатель отмечает правильные ответы детей: внимательные, ловкие, быстрые) - Ответы детей
Звучит аудиозапись «Шаг вперед»
- Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро. - Слушают воспитателя
- Выполняют движения под музыку.
- В следующем фокусе, мы научим скрепку двигаться. «Магнитная сила». Посмотрим, как обычная скрепка может двигаться по дощечке.
Для проведения этого фокуса, нам понадобится - магнит большой и маленький, скрепки, дощечка. - Слушают и смотрят на воспитателя.
Д/ И игра: «Что сначала, что потом»
Цель: учить детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
- Воспитатель выкладывает карточки подсказки на доске. - Ребята с помощью воспитателя проговаривают очередность действий.
- Для начала мы возьмём большой магнит, поднесем его к скрепкам и посмотрим, сколько скрепок к нему прицепится.
-Дети сидят на стульях и слушают воспитателя.
- А потом тоже самок мы проделаем с маленьким магнитом
- Смотрят на воспитателя.
- Ребята, что вы увидели? Как вы думаете, почему так получается? - Ответы детей.
- Большой магнит больше маленького, значит и сила магнитная у него больше, чем у маленького. И наоборот, у маленького магнита магнитная сила меньше, чем у большого, так как он меньше. - Слушают воспитателя.
- Ребята, а давайте подумаем, будет ли действовать магнитная сила через дощечку?
-Сейчас и проверим. - Выводы детей.
- В центр приглашается вторая группа ребят, которую мы назвали «Круг»
- Положим скрепки на середину плоскости и попробуем маленьким магнитом их перемещать по ней. -Группа ребят под названием «круг» подходят к воспитателю.
- Выполняют действия.
- Теперь те же действия проделайте с большим магнитом. - Выполняют действия.
- Что вы заметили? Как это можно объяснить? - Ответы детей.
- Мы уже убедились, что у большого магнита магнитная сила больше, чем у маленького. Поэтому его сила может перемещать скрепки по плоскости, а у маленького нет.
- Слушают воспитателя.
- Значит, мы научим скрепку двигаться, только при помощи большого магнита. - Слушают воспитателя и договаривают фразу.
- Аплодисменты нашим фокусникам, мы раскрыли секрет еще одного фокуса. - Дети аплодируют, участники садятся на стулья.
- Какой предмет нам понадобится для третьего, заключительного фокуса, Вам поможет загадка:
Белый цвет оно имеет,
Пьёт его кто, не болеет,
С детства вкус его все знают,
При болезнях помогает.
Нам его даёт корова,
Вы назвать его готовы? (молоко) - Дети сидят на стульях и слушают воспитателя.
- Отгадывают загадку.
- Мои маленькие фокусники, а Вы знаете зачем нам нужно молоко и что из него можно делать? Свойства молока. - Ответы детей.
- И так. Объявляется Фокус "Танцующее молоко" (или северное сияние)
Для этого нам понадобится: емкость, молоко, пищевые красители, пипетка, ватная палочка, моющее средство, зубочистки.
- Дети сидят на стульях и слушают воспитателя.
Д/ И игра: «Что сначала, что потом»
Цель: учить детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений
- Воспитатель выкладывает карточки подсказки на доске. - Ребята с помощью воспитателя проговаривают очередность действий.
- Теперь приглашаются обе команды. - Дети подходят к воспитателю.
- Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску (воспитатель показывает… - Смотрят за действиями воспитателя.
- Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски (воспитатель показывает).
- Смотрят за действиями воспитателя.
- Воспитатель предлагает детям проделать то, что им показал. - Выполняют действия, которые показывал воспитатель (воспитатель контролирует).
- Почему так получилось, как вы думаете? - Ответы детей.
- Молоко состоит из капелек жира, а жир как вы, наверное, уже знаете из реклам, боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны. - Слушают воспитателя.
- Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое. - Выполняют предложенные действия.
А теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии.
- Выполнение предложенные действия.
- Что получилось?
- Ответы детей.
- Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром) - Ответы детей.
- Какая красота получилась! - Смотрят на конечный результат своей деятельности.
Давайте поаплодируем себе, какие вы молодцы!
- Дети хлопают себе. Они находятся около воспитателя.
Этап 4 (Рефлексивный 2 минуты)
Цель этапа: оценить результат деятельности, привлекая воспитанников к анализу и оценки процесса и результата деятельности. Цель этапа: получить оценку своей деятельности, закрепить полученные знания.
-А теперь ребята подойдите ко мне, пожалуйста.
Нам пора превращаться снова в самих себя, т. е. в ребят.
- 1,2,3,4,5, начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
И в ребяток превратитесь!
- Дети подходят к воспитателю.
- Выполняют действия. По окончании слов снимают шляпы и держат их в руках.
- Вам понравилось быть фокусниками?
- Стоят около воспитателя и отвечают на вопросы.
- Какой из проделанных фокусов вам понравился больше всех?
- Стоят около воспитателя и отвечают на вопросы.
- А вы помните:
• почему яйцо у нас не утонуло?
• Почему скрепка бегала?
• Почему молоко танцевало? - Стоят около воспитателя и отвечают на вопросы.
Проектор включён
Этап 5 (Перспективный 2 минуты)
Цель: Подвести детей к вариантам планирования самостоятельной деятельности. Цель: Обсудить и продумать варианты самостоятельной деятельности.
-Теперь вы сможете показать эти фокусы своим родным и друзьям, еще много других фокусов, секреты которых раскроете. Хочу вам показать еще один фокус…
Слайд 2 - Внимание на экран. (показывается фокус) - Дети смотрят на экран.
Проектор выключен.
- Ребята, вам понравился этот фокус? - Ответы детей.
- Вот я Вам предлагаю, продолжать пополнять копилку своих знаний и вместе с мамой или папой раскрыть секрет этого фокуса. А колпачки оставьте себе. - Слушают воспитателя.
- Спасибо вам большое, мне было интересно с вами раскрывать тайны различных предметов. Вы большие молодцы!
- Дети уходят.