МААМ-картинки

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Маленькие фокусники»

Катя Леонова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Маленькие фокусники»

Пояснительная записка к занятию.

Тема занятия : Маленькие фокусники.

Цель занятия : Формирование познавательного интереса у детей через экспериментальную деятельность.

Задачи занятия :

Социально-коммуникативное развитие:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта;

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Маленькие фокусники“» размещена в разделах

• Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий;

• развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

Речевое развитие:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Физическое развитие:

• приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,

• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Групповое помещение детского сада подготовительной к школе группы.

Интегрированное комплексное занятие.

Используемое оборудование: магнитофон, проектор, экран, ноутбук; молоко, пищевые красители, пипетки, зубочистки, емкости для молока, ватные палочки, моющее средство; два магнита (большой, маленький, крепки, дощечка; вода, соль, два стакана, ложка для перемешивания, два яйца.

Содержательная часть:

Конспект занятия.

Номер слайда (если есть презентация) Деятельность учителя Деятельность ученика

Этап 1 (Мотивационный 1 минута)

Цель этапа: мотивация детей на образовательную деятельность, создание позитивного настроения. Цель этапа: включение в образовательную деятельность.

Проектор включён.

Слайд 1 Воспроизводится видео фрагмент.

Проектор выключен.

- Проходите ребята, присаживайтесь на стульчики. Мне приятно видеть вас таких доброжелательных, красивых.

- Ребята, у меня в руках простая банка с водой. Вода у меня в ней прозрачная. Закрываю банку крышкой и накрываю платочком и немного потрясу. - Дети проходят и садятся на стулья полукругом около стола с предметами для фокусов.

- Смотрят и слушают воспитателя.

- Поднимаю платок и что мы видим? - Ответы детей.

Этап 2 (Ориентировочный 3 минуты)

Цель: Подвести детей к формулированию целей деятельности. Цель: Осознать и сформулировать цель деятельности.

- Ребята, а вы любите фокусы? - Ответы детей.

- А кто показывает фокусы? - Ответы детей.

- Как вы думаете, чем отличается фокус от волшебства? - Ответы детей.

- Интересно, а кто-нибудь мне сможет ответить, чем мы сейчас будем заниматься? - Ответы детей.

- Сегодня мы будем знакомиться с фокусами и раскроим секрет, почему фокус получился. - Слушают воспитателя.

- Готовы стать фокусниками? - Ответы детей.

- Тогда вставайте:

- 1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В фокусников превратитесь!

Воспитатель надевает на себя шляпу фокусника и дает детям.

- Дети встают со стульев, слушают воспитателя, выполняют движения по тексту.

- Дети одевают шляпы.

- Прежде чем начать работать, я предлагаю разбиться на две группы. Все друг за другом будут доставать из мешка геометрические фигуры, но сначала надо назвать, то что вы достаёте. - Ребята выполняют предложенные действия.

- Сделайте шаг вперед у кого треугольник в руках, шаг назад - у кого круг. - Ребята выполняют предложенные действия.

- Отлично!

- Ребята, предлагаю ребят, у кого треугольник в руках назваться группа «Треугольник», а у кого в руках круг - группа «Круг» и запомните, пожалуйста, кто с кем в команде.

А теперь положите геометрические фигуры на поднос и присаживайтесь на стульчики.

- Слушают воспитателя, осматриваются, кто с кем в команде и убирают фигуры на поднос.

- Убирают фигуры и садятся на стулья.

В центре экспериментальной деятельности 2 подноса, которые отмечены геометрическими фигурами: треугольник, круг.

Этап 3 (Исполнительский, 17 минут)

Цель этапа: Формировать деятельностные компетенции детей через экспериментальную деятельность. Цель этапа: Актуализировать личностные качества в совместной деятельности и научиться применять полученные знания самостоятельно.

- Ребята, мы сейчас будет работать с различными опасными предметами. Подскажите мне, что нельзя делать во время фокуса. Правильно, пока мы не начнем делать фокус, ничего не трогаем руками и внимательно слушаем, что вам рассказываю. - Ответы детей.

- В нашем первом фокусе мы научим яйцо плавать «Нетонущее яйцо».

- Для этого нам понадобится, стакан, вода, соль, яйцо сырое, ложка для перемешивания

- Дети смотрят и слушают воспитателя.

Д/ И игра: «Что сначала, что потом»

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов «потому что», «из-за того что», «поэтому». Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

- Ребята, как думаете, что сначала будем делать…. Чтобы нам было полегче, у меня есть вот такие подсказки (картинки с предметами). Когда вы будете называть очередность действий, эти карточки я буду прикреплять на доске, и на них можно смотреть при выполнении фокуса. - Обсуждение ребятами, данного вопроса

- В центр приглашаются ребята из первой группы, которую мы назвали «Треугольник» - Дети подходят к столу с предметами для фокуса.

- Надо налить в два стакана чистой воды. В один стакан положить соль (7-8 ложек) и перемешать. - Дети наблюдают (наливают воду и кладут соль, перемешивают)

- Ребята, как думаете, что произойдет с водой? (соль растворится в воде или вода станет соленой.) - Ответы детей.

- А теперь, попробуем узнать, как поведёт себя яйцо, если его положить в стакан с чистой водой. Опустим и что же мы видим? (оно утонуло, т. е. опустилось на дно стакана) - Берут яйцо, опускают в стакан с водой и наблюдают что произошло.

- Ребята, как думаете, почему яйцо утонуло? - Ответы детей.

- Правильно, потому что яйцо тяжелое, оно тяжелее воды, а вода легче. - Слушают воспитателя.

- Теперь проделаем то же самое, но со стаканом соленой воды.

- Что же мы увидели? (оно не утонуло, а осталось на поверхности воды). Почему так произошло? - Дети выполняют задание

- Отвечают на вопрос

- Когда мы положили соль в воду, она стала соленой, то есть тяжелее. А соленая вода держит яйцо на поверхности, потому что оно теперь легче воды. - Слушают воспитателя.

- Аплодисменты нашим фокусникам, они справились с этим фокусом и разгадали его секрет. - Дети хлопают, участники садятся на стулья.

Физкультминутка

- Ребята, а какие должны быть фокусники?

( воспитатель отмечает правильные ответы детей: внимательные, ловкие, быстрые) - Ответы детей

Звучит аудиозапись «Шаг вперед»

- Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро. - Слушают воспитателя

- Выполняют движения под музыку.

- В следующем фокусе, мы научим скрепку двигаться. «Магнитная сила». Посмотрим, как обычная скрепка может двигаться по дощечке.

Для проведения этого фокуса, нам понадобится - магнит большой и маленький, скрепки, дощечка. - Слушают и смотрят на воспитателя.

Д/ И игра: «Что сначала, что потом»

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

- Воспитатель выкладывает карточки подсказки на доске. - Ребята с помощью воспитателя проговаривают очередность действий.

- Для начала мы возьмём большой магнит, поднесем его к скрепкам и посмотрим, сколько скрепок к нему прицепится.

-Дети сидят на стульях и слушают воспитателя.

- А потом тоже самок мы проделаем с маленьким магнитом

- Смотрят на воспитателя.

- Ребята, что вы увидели? Как вы думаете, почему так получается? - Ответы детей.

- Большой магнит больше маленького, значит и сила магнитная у него больше, чем у маленького. И наоборот, у маленького магнита магнитная сила меньше, чем у большого, так как он меньше. - Слушают воспитателя.

- Ребята, а давайте подумаем, будет ли действовать магнитная сила через дощечку?

-Сейчас и проверим. - Выводы детей.

- В центр приглашается вторая группа ребят, которую мы назвали «Круг»

- Положим скрепки на середину плоскости и попробуем маленьким магнитом их перемещать по ней. -Группа ребят под названием «круг» подходят к воспитателю.

- Выполняют действия.

- Теперь те же действия проделайте с большим магнитом. - Выполняют действия.

- Что вы заметили? Как это можно объяснить? - Ответы детей.

- Мы уже убедились, что у большого магнита магнитная сила больше, чем у маленького. Поэтому его сила может перемещать скрепки по плоскости, а у маленького нет.

- Слушают воспитателя.

- Значит, мы научим скрепку двигаться, только при помощи большого магнита. - Слушают воспитателя и договаривают фразу.

- Аплодисменты нашим фокусникам, мы раскрыли секрет еще одного фокуса. - Дети аплодируют, участники садятся на стулья.

- Какой предмет нам понадобится для третьего, заключительного фокуса, Вам поможет загадка:

Белый цвет оно имеет,

Пьёт его кто, не болеет,

С детства вкус его все знают,

При болезнях помогает.

Нам его даёт корова,

Вы назвать его готовы? (молоко) - Дети сидят на стульях и слушают воспитателя.

- Отгадывают загадку.

- Мои маленькие фокусники, а Вы знаете зачем нам нужно молоко и что из него можно делать? Свойства молока. - Ответы детей.

- И так. Объявляется Фокус "Танцующее молоко" (или северное сияние)

Для этого нам понадобится: емкость, молоко, пищевые красители, пипетка, ватная палочка, моющее средство, зубочистки.

- Дети сидят на стульях и слушают воспитателя.

Д/ И игра: «Что сначала, что потом»

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений

- Воспитатель выкладывает карточки подсказки на доске. - Ребята с помощью воспитателя проговаривают очередность действий.

- Теперь приглашаются обе команды. - Дети подходят к воспитателю.

- Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску (воспитатель показывает… - Смотрят за действиями воспитателя.

- Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски (воспитатель показывает).

- Смотрят за действиями воспитателя.

- Воспитатель предлагает детям проделать то, что им показал. - Выполняют действия, которые показывал воспитатель (воспитатель контролирует).

- Почему так получилось, как вы думаете? - Ответы детей.

- Молоко состоит из капелек жира, а жир как вы, наверное, уже знаете из реклам, боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны. - Слушают воспитателя.

- Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое. - Выполняют предложенные действия.

А теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии.

- Выполнение предложенные действия.

- Что получилось?

- Ответы детей.

- Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром) - Ответы детей.

- Какая красота получилась! - Смотрят на конечный результат своей деятельности.

Давайте поаплодируем себе, какие вы молодцы!

- Дети хлопают себе. Они находятся около воспитателя.

Этап 4 (Рефлексивный 2 минуты)

Цель этапа: оценить результат деятельности, привлекая воспитанников к анализу и оценки процесса и результата деятельности. Цель этапа: получить оценку своей деятельности, закрепить полученные знания.

-А теперь ребята подойдите ко мне, пожалуйста.

Нам пора превращаться снова в самих себя, т. е. в ребят.

- 1,2,3,4,5, начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

И в ребяток превратитесь!

- Дети подходят к воспитателю.

- Выполняют действия. По окончании слов снимают шляпы и держат их в руках.

- Вам понравилось быть фокусниками?

- Стоят около воспитателя и отвечают на вопросы.

- Какой из проделанных фокусов вам понравился больше всех?

- Стоят около воспитателя и отвечают на вопросы.

- А вы помните:

• почему яйцо у нас не утонуло?

• Почему скрепка бегала?

• Почему молоко танцевало? - Стоят около воспитателя и отвечают на вопросы.

Проектор включён

Этап 5 (Перспективный 2 минуты)

Цель: Подвести детей к вариантам планирования самостоятельной деятельности. Цель: Обсудить и продумать варианты самостоятельной деятельности.

-Теперь вы сможете показать эти фокусы своим родным и друзьям, еще много других фокусов, секреты которых раскроете. Хочу вам показать еще один фокус…

Слайд 2 - Внимание на экран. (показывается фокус) - Дети смотрят на экран.

Проектор выключен.

- Ребята, вам понравился этот фокус? - Ответы детей.

- Вот я Вам предлагаю, продолжать пополнять копилку своих знаний и вместе с мамой или папой раскрыть секрет этого фокуса. А колпачки оставьте себе. - Слушают воспитателя.

- Спасибо вам большое, мне было интересно с вами раскрывать тайны различных предметов. Вы большие молодцы!

- Дети уходят.

Публикации по теме:

Конспект исследовательской деятельности на зимней прогулке в средне-старшей группе «Воздушные шарики от Незнайки!» Цель: Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья и жизни человека. Задачи: закреплять порядковый счет шариков.

Конспект НОД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» в младшей билингвальной группеКонспект НОД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» в младшей билингвальной группе Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: Привлечь детей к элементарной.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы. Плесень вредная и полезная».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Маленькие фокусники»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 20:22
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Маленькие фокусники»» (включая файлы) размещена пользователем Катя Леонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД