Мария Захарова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Осадки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Осадки».
Цель: формирование представлений детей о дожде и снеге через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей представление об образовании дождя и свойствах снега; формировать умение наблюдать, делать вывод;
Развивающие: развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе „Осадки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Погода и природные явления
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность;
Оборудование и материалы: игрушка Капелька, контейнеры, губки, разноцветные тарелочки, салфетки, кубики льда, снег.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Воспитатель: Какой чудесный день сегодня
Как много к нам пришло гостей,
Давайте пожелаем им здоровья
И скажем «Здравствуйте» скорей!
У меня сегодня хорошее настроение, а у вас? Я хотела бы поделиться своим настроением с вами. А вы хотели бы поделится своим настроением? Тогда соберите свое настроение в ладошки и передавайте по кругу. Посмотрите, как много стало хорошего настроения. А давайте поделимся им с гостями, подбросим вверх, подарим им свои улыбки. Смотрите наши гости тоже улыбаются. Думаю,что хорошее настроение передалось и им.
2. Основная часть занятия
Раздается шум дождя. (запись)
Воспитатель: - Ой, ой, ребята, а что это шумит?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да ребята это шумит дождь! Он стучит по стеклу, по крыше, по земле. Ребята, а давайте покажем, как стучит дождик. Покажите пальчиком, сначала медленно, а потом быстрее.
Кап-кап-кап, капают капельки (стучат пальчиками по ладошке).
Воспитатель: Одна из капелек попала к нам в группу, посмотрите наша капелька грустная, потому что она не знает: «Откуда появляются дождь?»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появляется дождь?
Дети: Из облачка или тучки.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня узнать, как появляется дождь. Хотите?
Опыт №1
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сделать дождь с помощью губки. Возьмите губку в руку и скажите какая она: мокрая или сухая, тяжелая или легкая? Совершенно верно, губка легкая как облако, а что можно сделать, чтобы ваше облако стало тяжелым?
Ответы детей
Воспитатель: Положите губку в тарелочку с водой. Посмотрите, наше облако впитывает в себя водичку. Когда облако впитает в себя много капелек воды, оно превратится в тучку. Возьмите теперь в руку губку. Какая теперь стала губка. А теперь с силой нажмите на губку. Посмотрите, из нашей тучки льется дождь…
Ребята вот мы с вами и узнали, как рождается дождик. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются. Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик.
Воспитатель: Молодцы ребята, опыт удался, вытрите ручки салфеткой.
Воспитатель: Ребята, вода бывает не только в жидком, но и в твердом состоянии. Предлагаю проверить: для этого заморозим формочки со льдом и посмотрим, что получится.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша Капелька улыбается и хочет с вами поиграть.
Игра: Капля раз (Прыжок на носочках)
Капля два (Еще один прыжок)
Очень медленно сперва. (4 прыжка)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой).
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, вода наша замерзла и превратилась в лед. Давайте возьмем лед в ладошки и потрогаем его. Ребята какой он? (холодный, твердый). А что это с ним происходит (тает) Почему?
Воспитатель: Молодцы ребята.
Капелька мне что то хочет сказать: «Ну пойдем, Капелька посмотрим, что ты нам принесла». (Воспитатель выносит снег).
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит … (снежок)
Молодцы, отгадали!
Капелька принесла снег. Посмотрите на него, потрогайте.
Каким снег бывает? (белый, холодный, пушистый, мягкий и т. д.)
Ответы детей.
Ребята, проходите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, здесь на столе в чашке лежит снег. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем свойства снега.
Опыт №1. «Определение цвета».
Воспитатель кладёт снег на разноцветные тарелочки цвета.
- Какого цвета снег?
Дети: ответы детей.
- Правильно, белый!
Опыт №2. «Почему снег тает?».
- Возьми снег в руки. Скажите, пожалуйста, какой он?
Дети: ответы детей.
- Почему мокрый. Что с ним случилось?
Дети: ответы детей.
Вывод: Правильно, руки у вас теплые и поэтому снег растаял и превратился в воду. Значит, снег состоит из воды.
Опыт №3 «Снеговик».
- Ребята, посмотрите: если я возьму в руки снег и покатаю его в ладонях, или сильно сожму в руке, то у меня получится комочек, а теперь и вы так сделайте.
Как мы называем комочек из снега?
Дети: ответы детей.
- Правильно. А что можно делать из снежков?
- Все правильно из снега можно лепить, делать разные фигуры. Давайте сделаем снеговика и поставим его. Пусть будет нашим гостем
(Дети помогают делать снеговика)
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы! Вот как много мы узнали. Ребята, то чем мы сегодня занимались называется «опыты». Давайте повторим это слово.
А какие опыты вам больше всего понравились с водой или со снегом? Если вам больше понравились с водой возьмите капельку, если со снегом, то снежинку. (Спросить почему они это выбрали).
Ребята, а где же наш гость Снеговик? Куда он делся?
Ответы детей.
- Отчего же он растаял?
-Правильно. Но вы не расстраивайтесь. Мы сейчас с вами пойдём гулять и слепим большого снеговика. На улице он точно не растает.
Наша капелька очень рада, что узнала, откуда появляются капельки дождя. Она благодарит вас и говорит вам до свидания до весны!