Марина Скрипкина
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие к вулкану»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширение и уточнение представления детей об окружающем мире, развитие интереса к познавательной деятельности.
Задачи: Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Закрепить умение выявлять свойства минералов. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности Активизировать словарь детей: минерал, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, кратер, жерло. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Путешествие к вулкану“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Предварительная работа.
Чтение «Сказки о речке и вулкане» А. Бормашева; рассматривание иллюстраций с разными вулканами, репродукции картины английского художника Уильяма Тернера «Извержение Везувия» и Ивана Константиновича Айвазовского «Везувий»; работа с энциклопедиями, беседа о мастерах кузнечного дела.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материал и оборудование.
Минералы, иллюстрации с изображением вулкана и бога огня Вулкана, макет вулкана, магнитные доски, стаканы с водой, салфетки, клеенки, конверт с письмом, посылка, геометрические фигуры, картинки с изображением деревьев, вулкана, облаков, солнца и т. д для моделирования, папка с пустыми файлами и титульным листом с названием альбома.
Ход занятия
Воспитатель: К нам в детский сад пришло письмо и посылка для нашей группы.
«Помогите мне, ребята,
Срочно разобраться надо:
Что за камни я собрал,
Как узнаете - пишите,
Жду от вас я новостей,
Получать люблю я письма
От талантливых детей.
Дедушка Знай».
Дети открывают посылку.
- Да это же целая посылка камней! «Давайте их исследуем». (дети подходят к столу).
- Определим вначале живое или не живое? (ответы детей).
- Неживое, почему?
- Не двигается, потому что нет ног. Не дышит, потому что нет носа. Не питается, потому что нет рта.
- Исследуем дальше. Что вы еще хотите сказать об этом объекте (он тврдый, гладкий, шершавый, теплый и т. д.). Молодцы.
- Ребята, как вы думаете, есть ли внутри воздух? (ответы детей)
- А давайте проверим! (Камень опустили в воду, наблюдали, что получилось). - А теперь определим, впитывает ли камень воду. Проверяйте. (Салфетка мокрая, потому что вода скатывается вниз, значит, камень воду не впитывает). - Какой можно сделать вывод, рассмотрев камни? (ответы детей – это не живое, тврдое, не пропускает воздух и не впитывает воду.) –Правильно, ребята!
- Ребята, это не простые камни – это минералы.
- Минералы – это камни вулканического происхождения.
- А кто знает, что такое вулкан? (ответы – предположения детей)
- Ребята, я предлагаю отправиться в страну «Почемучек» и узнать подробнее о вулканах.
Физминутка под музыку ( воспитатель говорит детям задания: прыгаем через кочки, подлезаем под дерево, идем в гору, сходим с горы и т. д)
- Вот мы и пришли. Устали? Устраивайтесь по удобнее. Я расскажу вам легенду. Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ бога Вулкана). Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рвом летели камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
- Кто знает, что такое кузница и кто такой кузнец? (Ответы детей)
Есть вулканы живые (действующие, есть спящие и мртвые. Живые вулканы извергаются : они часто дышат огнм, выбрасывают тучи пепла, изливают водопады расплавленного камня. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней вс время бушует огонь. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскалнные камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка покуривают: выдыхают в небо лгкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мртвые вулканы никогда не извергаются, молчат вс время, одеты в ледяные панцири и признаков жизни не подают.
Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение.
- Какой формы вулкан? (конус)
- Какие цвета присутствуют на изображении вулкана? И т. д.
-- Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся учные – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолтов и вертолтов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим больным вулканам – прослушивают их, измеряют
температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.
- Ребята, а хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.
Физминутка
По дорожке мы шагали, и ворон мы не считали,
Смело скачем мы вперд, где вулкан уже нас ждт.
Когда в гости мы пришли, можно крикнуть «1, 2, 3».
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана. В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение». Перед экспериментом воспитатель просит детей сделать шаг назад в целях безопасности.
(звучит громкая музыка).
Вулканы начали "вулканить" - Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла, И землю сильно обожгла. Вулкан гремит, вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать - Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул, И на десятки лет уснул.
Ребята, а хотите посмотреть, как выглядит вулкан внутри, как он устроен?
- Я приготовила для вас фильм о вулканах.
Просмотр DVD фильма «Вулканы Камчатки. Вулкан Плоский Толбачек» 3 – 5 минут. Во время просмотра воспитатель комментирует происходящее на экране.
- Вам, понравился фильм? (Ответы детей) -Ребята, а сейчас я хочу смоделировать с вами картину. Давайте вспомним все, что вы сегодня видели (иллюстрации, макет, фильм) и создадим похожий сюжет. - Разделимся на две команды. Одна команда будет моделировать из фрагментов – картинок. А второй команде я задам задание по сложнее: смоделировать картину из геометрических фигур. - Задание понятно? Приступайте! Звучит веселая музыка.
Воспитатель обращает внимание на композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.
- Ребята славно мы с вами потрудились. Сегодня вечером напишем письмо – ответ дедушке Знаю, расскажем ему обо всем, что узнали. А еще хочу предложить вам создать альбом «Вулканы», чтобы рассматривать его в любое время, когда вам захочется.
Самоанализ
- Понравилось ли занятие?
- Если понравилось, то, что именно?
- Что узнали нового? Что было особенно интересно