Получи документы

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные капельки»

Лариса Лапаткина
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные капельки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные капельки».

Цель: обобщить знания детей о воде; дать представление о том, что вода может быть в трё х состояниях: жидком, твёрдом (лёд, газообразном (пар); познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о свойствах воды; прививать навыки проведения несложных исследований; учить отгадывать загадки.

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Волшебные капельки“» размещена в разделах

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой; способствовать развитию мышления, внимания, памяти, любознательности, прививать навыки сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать; развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, круговорот воды в природе.

Воспитательные: воспитывать у детей экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира; бережное отношение к воде; формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Материал и оборудование: фартуки по количеству детей, бумажные капельки, ведёрко, магнитная доска, карточки с условными обозначениями, термос, кусочки льда, зеркала, ободки с капельками и тучей, кувшин с водой, пластиковые стаканы по 2 шт. (с надписью 1, 2, салфетки, камешки, пуговицы, сахар, 3 баночки с крышками, волшебная палочка, ароматизированное масло, ложечки, формочки для выпечки, презентация «Волшебные капельки».

Методические приемы: организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка (игра – импровизация, анализ, подведение итогов.

Приоритетная область: «Познавательное развитие: экспериментально-исследовательская деятельность».

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы», «Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация».

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

6. Наблюдение за водой на прогулке.

7. Эксперименты с окрашиванием воды.

8. Опыты с замораживанием воды.

Ход НОД:

Воспитатель: «Доброе утро!» - я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

И тогда игра пойдёт

Просто замечательно!

Желаю ума набираться

И хорошо заниматься!

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем проводить опыты в научной лаборатории. Чтобы узнать тему нашего исследования, необходимо разгадать загадки, которые я вам приготовила.

Вот первая загадка. Закройте глаза, я вам что-то положу в ладошку, а вы крепко её зажмите и отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).

(Положить каждому ребёнку в ладошку небольшой кусочек льда.)

Вот вторая загадка - звуковая. Послушайте внимательно.

(Прослушать запись шума морского прибоя, всплеска волн.)

А теперь ещё одна загадка. Ребята, в термосе кипяток. Я открываю крышку. Что оттуда выходит? (Пар.)

Воспитатель подставляет к отверстию в термосе зеркало, на поверхности образуется пар.

Воспитатель: А сейчас скажите мне, что было у вас в ладошке? (Лёд.) Что за звуки вы слушали? (Шум морских волн.) Что идёт из чайника, когда вода закипает? (Пар.)

Да, верно. Все наши загадки связаны с водой. А вода состоит из множества капелек. Вот наши волшебные капельки.

(Достаёт капельки из ведёрка и закрепляет на доске.)

Первая капелька-это капелька воды в жидком состоянии. Вторая капелька - это лёд (при замерзании капельки воды превращаются в лёд.) Третья капелька-это пар (при нагревании капельки воды превращаются в пар.) Ребята, а вы знаете, где бывает вода? (Ответы детей.)

1-ый ребё нок:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

2-ой ребё нок:

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит!

3-ий ребё нок:

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А вы, ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? Для чего вода нужна человеку? (Ответы детей.) Запомните! Воду необходимо беречь! Если вода течёт из водопроводного крана, то его надо закрыть, чтобы вода не текла зря!

Сегодня наши волшебные капельки помогут нам продолжить опыты с водой и исследовать её свойства. Но сначала мы поиграем.

Проводится игра-импровизация «Сказка про капельки».

Воспитатель: Я приглашаю вас всех в путешествие. Нам нужно стать маленькими капельками. Для этого закроем глаза и произнесё м заклинание:

«Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два, два и три-

Стали капельками мы».

Воспитатель превращается в Тучку, а дети в капельки (одевают на голову ободки).

Воспитатель: Давайте представим, что я-ваша мама-Тучка, а вы-мои детки-капельки.

Тучка: Где тут капельки? Пора моим деткам-капелькам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю, пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь.

(Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.)

Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками (попарно берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку, идут «змейкой»). Течёт большая река по горам, по долам, попала в огромный океан (соединяют круг). Плавали капельки, плавали и вспомнили, что мама-Тучка наказала домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (появляется ребёнок в шапочке солнца). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (руки вверх, встают на цыпочки). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, славно путешествовали. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Воспитатель: Вот так и ходит вода по кругу: то ввысь поднимается, то живительным дождиком прольётся, под землю просочится, а оттуда вновь через родники на землю выбежит. Так и кружится, как белка в колесе, и ни одна капелька не пропадает.

Воспитатель. А теперь пора нам из капелек превращаться в деток и отправляться в нашу научную лабораторию, в которой мы познакомимся с удивительными свойствами воды. Для этого мы превратимся в лаборантов (одевают фартуки) и сядем за столы. Старший лаборант познакомит нас с правилами работы с водой.

Ст. лаборант: Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течёт и льётся

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А также мокрая она.

И кто с водой не осторожен,

Намочит быстро их она.

Помощник лаборанта:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Если разлилась вода-

Тряпка под рукой всегда!

Воспитатель: Ребята, не забывайте правила безопасности при работе: аккуратно пользуйтесь ёмкостью для воды, своевременно поддерживайте порядок на рабочем столе, вытирайте разлившуюся на стол воду салфеткой.

Воспитатель: Ну, а теперь приступим к нашим исследованиям. Волшебные капельки переместились в нашу лабораторию и спрятались. Как вы думаете, где они могут быть?

На столе стоит кувшин с водой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?

(Дети рассматривают, советуются.)

Дети: Вода.

Воспитатель: Как вы определили?

Дети: Это бесцветная жидкость, не пахнет.

Воспитатель: Вы любите пить воду? (Да.) Как вы думаете, есть ли вода, жидкость в теле человека? (Да.) Как человек теряет воду? (Предположения детей.) Чтобы убедиться в этом, мы проведём с вами опыт.

1 опыт.

Воспитатель предлагает детям подышать на зеркало.

-Что вы увидели? (Зеркало покрылось капельками воды, запотело.) Откуда взялась вода? Это мы её выделяем во время дыхания. За сутки человек теряет примерно десять стаканов воды. Следовательно, столько же ему нужно выпить или употребить с пищей.

Вывод. При дыхании человек теряет воду. Ему необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями.

2 опыт.

Воспитатель: Как вы думаете, у воды есть вкус?

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? (Ответы детей.)

- А теперь в другой стаканчик с водой добавьте сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Сладкая.)

- А если мы добавим в воду соль, какая она будет на вкус? (Солёная.) Если лимон? (Кислая.) Если перец? (Горькая.)

- А теперь снова попробуйте воду в стаканчике с №1. Есть ли у неё вкус? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод. У чистой воды нет вкуса, она пресная.

Воспитатель: Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле, соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

3 опыт.

- А как вы думаете, имеет ли вода запах? Давайте проверим.

Воспитатель предлагает понюхать воду в стаканчике.

-Чем она пахнет (или совсем не пахнет? (Вода ничем не пахнет.)

Теперь я добавлю вам в стаканчик капельку ароматизированного масла, а вы перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? Чем она пахнет? (Вода изменила запах.)

Вывод. Чистая вода не имеет запаха.

4 опыт.

Воспитатель: Ребята, что обозначает слово «прозрачный»? (Ответы детей.) Перед вами набор мелких предметов: пуговицы, камешки, ракушки. Докажите, что вода, стоящая перед вами в стакане, прозрачная.

- Опустите предметы в стакан с водой. (Дети бросают в воду предметы.) Загляните в стакан. Что вы видите в нем? (Предметы видны.)

- Значит, какая вода? (Прозрачная.) А может вода поменять цвет?

Проводится фокус «Цветная водица».

Взять три баночки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек заранее покрыта акварельной краской (красной, зелёной, синей). В отдельную посуду наливается чистая вода. Воспитатель наливает в баночки эту воду (примерно половину, закрывает крышки и говорит волшебные слова : «Капелька-водица,

Друг ты мой студёный,

Стань, вода-водица,

Не светлой, а зелёной!»

«Капелька-водица,

Друг ты мой прекрасный!

Стань, вода-водица,

Не простой, а красной!»

«Капелька-водица,

Светлая, как иней,

Стань, вода-водица,

Не простой, а синей!»

Воспитатель встряхивает баночки, вода меняет цвет.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая вода у нас получилась, разноцветная. Как мы можем поменять цвет воды?

Воспитатель предлагает добавить в стаканы с водой акварельные краски разного цвета (красного, синего, зелёного, жёлтого). Вода изменила цвет? (Да.)

Вывод. Чистая вода прозрачная. Вода может изменить цвет.

5 опыт.

Воспитатель: Имеет ли вода форму?

Сейчас вода находится в стаканчике и имеет форму стаканчика. А теперь давайте перельём воду из стакана в другую ёмкость. Посмотрите, вода приняла ту форму, в которую мы её переместили - форму цветка. Обратите внимание. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

Вывод. Вода не имеет формы. Вода жидкая и может литься, течь и принимать форму того сосуда, в который мы ее налили.

Воспитатель: Молодцы, лаборанты! Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Давайте подойдём к нашей доске с подсказками и повторим, о чём мы говорили на занятии, с какими свойствами воды познакомились.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, скажите, если формочки с разноцветной водой вынести мороз, что произойдёт?

Дети: Вода замёрзнет, превратится в лёд.

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы отнесём формочки в холодильник, заморозим воду, а затем цветными льдинками украсим наш участок. А в группе вас ждёт сюрприз!

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Измерение температуры»Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Измерение температуры» Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» «Измерение.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Комфортная температура»Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Комфортная температура» Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» «Комфортная.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Сравнительные измерения температуры»Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Сравнительные измерения температуры» Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» «Сравнительные.

Конспект НОД в средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница Вода» Конспект НОД В средней группе по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница Вода» Цель НОД: в процессе различных видов.

Конспект образовательной ситуации по экспериментально-исследовательской деятельности «Воздух и ветер» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха. Задачи: Образовательная - познакомить детей с некоторыми способами обнаружения воздуха; Развивающая.

Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные превращения Капельки» (ТРИЗ-технологии) Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Задачи: 1.

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР подготовительной группы Конспект ООД по экспериментально - исследовательской деятельности «Волшебный воздух» для детей с ОНР в подготовительной группе Инна Николаевна.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Волшебные губки» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Волшебные губки» Программные задачи: 1. Продолжать работу.

Конспект занятия экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Зачем нужны перья?» Конспект открытого занятия Экспериментальная, исследовательская деятельность Подготовительная группа № 5 («Кораблик») «Зачем нужны перья?».

ООД по экспериментально-исследовательской деятельности подготовительная группа «Волшебные свойства воды» ООД по экспериментально исследовательской деятельности подготовительная группа «Волшебные свойства воды». Цели: Развитие познавательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные капельки»
Опубликовано: 31 января 2017 в 11:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебные капельки»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Лапаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД