Любовь Шмелёва
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Бюджет семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экономике в подготовительной группе
Тема: «Бюджет семьи».
Цель. Ввести детей в мир экономических отношений.
Задачи:
- познакомить с понятиями: бюджет, доход, расход;
- заложить основы планирования семейного бюджета, обеспечить усвоение детьми понятия «Бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);
Публикация «Конспект занятия по экономике в подготовительной группе „Бюджет семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- развивать речь, внимание, умение формулировать свои потребности, отвечать на вопросы;
- закрепить математические понятия: количество и счёт, больше – меньше;
- воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Предпосылки: будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста основ планирования семейного бюджета, бережливости, самостоятельности, умения контролировать свои расходы (потребности).
Средства реализации: художественная литература, беседа, показ, игра с мячом, игры – упражнения.
Оборудование: монетки,
Ход:
Организационный момент. Дети читают стихотворение Ш. Галиева: «Три копейки за покупку».
1 ребенок: Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даё т:
2 ребенок: «Вот! Купи мне самолет.
А еще ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
3 ребенок: Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара?
Дети: Конечно, нельзя купить на такую сумму такое большое количество товара.
Воспитатель: Что не предусмотрел мальчик, когда просил маму о покупке?
Дети: У мамы нет таких денег, чтобы купить такое большое количество игрушек, сладостей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об экономике.
Беседа – размышление
Воспитатель: Дети, кто - ни будь, знает, что означает слово «экономика». (Ответы детей).
Воспитатель: Где и от кого вы слышали это слово?
Дети: Слово «экономика» слышали по телевизору, от взрослых.
Воспитатель: Как вы считаете, это наука о разных развлечениях (сладостях, игрушках, качелях) или это серьёзная наука (о деньгах, различных товарах, заводах и фабриках?
Дети: Считаем, что это серьёзная наука.
Воспитатель: Подумайте и попробуйте определить, что же изучает эта серьезная наука «экономика». (Ответы детей).
Воспитатель знакомит детей с персонажем рассказа
– Сегодня у нас в гостях необычный герой. Это мышонок Экономик. Он поможет нам познакомиться со сложной наукой экономикой. Но сначала, давайте послушаем историю, которая с ним произошла.
(Воспитатель зачитывает детям рассказ)
Беседа по рассказу
Воспитатель: Подумайте и скажите, с помощью, какой науки решил помочь дядюшке Клоуну мышонок Экономик?
Дети: Мышонок Экономик решил помочь дядюшке Клоуну с помощью науки экономики.
Воспитатель: Как вы считаете, что должен делать дядюшка Клоун, чтобы добиться успеха и стать обеспеченным человеком?
Дети: Работать, правильно вести хозяйство, экономно.
Воспитатель: Посоветуйте дядюшке Клоуну, какую науку он должен изучить с мышонком.
Дети: Должен изучить с мышонком науку экономику.
Воспитатель: Дети, так как же называется наука, которая изучает правила ведения своего хозяйства?
Дети: Экономика.
Воспитатель: рассматривает с детьми понятие «экономика».
– Как мы уже определили вместе с вами, экономика – это наука о ведении хозяйства по правилам. Эту науку должны изучать и взрослые и дети. Ребенок – для того, чтобы следить за своими вещами (игрушками, одеждой, книжками).
Воспитатель: Скажите, а у вас есть собственные вещи?
Дети: конечно есть.
Воспитатель: Как вы обращаетесь со своими вещами? (Ответы детей).
Дети: не всегда бережно обращаемся со своими вещами.
Воспитатель: Экономика нужна взрослым для того, чтобы знать, сколько нужно изготавливать различных товаров (еды, одежды, игрушек, чтобы всего хватало каждому человеку и не оставалось лишнего.
Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.
Правила игры. Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.
Деньги – да
Профессии – да
Мяч – нет
Арбуз – нет
Цена – да
Производство – да
Завод – да
Стул – нет
Фабрика – да
Кошка – нет … (и т. д.).
Беседа-рассуждение:
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
Дети: Родители на работе зарабатывают деньги.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.
Воспитатель: А на что ваша семья расходует деньги?
Дети: Моя семья расходует деньги на ….
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составных.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг - вот это бюджет - все деньги, которые есть в семье.
Воспитатель: А из каких же денег состоит бюджет семьи?
Дети: Бюджет семьи состоит из зарплаты, пенсии, стипендии.
Воспитатель рассматривает с детьми составные бюджета.
Воспитатель: Дети, рассмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?
Дети: Родители, бабушка с дедушкой, старшая сестра.
Воспитатель: Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи?
Дети: работают.
Воспитатель: А как называются заработанные родителями деньги?
Дети: зарплата.
Воспитатель: Зарплату люди получают за свой труд.
Воспитатель: А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?
Дети: пенсия.
Воспитатель: А почему они получают деньги, ведь они же не работают?
Дети: за свою работу, на которой давно работали.
Воспитатель: Правильно, люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.
Воспитатель: Посмотрите на схему. Девочка-студентка увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.
Физкультурная минутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Игра – упражнение: «Кто в домике живет?».
Воспитатель: Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? (Ответы детей). А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? (Ответы детей). Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество - всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, кто в нашем домике живет. Давайте разделимся на команды: «Бюджет» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры, деньги от продажи сельхозпродукции и т. д.). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.
Воспитатель: Достаточно нашего бюджета на расходы? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
Итог:
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).