Приложение МААМ

Консультация «Дошкольникам об экономике»

инна чертушкина
Консультация «Дошкольникам об экономике»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольникам об экономике.

Социально-экономическая жизнь общества постоянно изменяется. Эти изменения затрагивают все слои нашего общества, в том числе и дошкольную педагогику. Дошкольный возраст самое благоприятное время для начала работы по экономическому воспитанию и экономической социализации детей. Именно в этом возрасте детей начинают интересовать товарно-денежные отношения, значение денег, что, сколько стоит, откуда берётся товар и многое другое.

Публикация «Консультация „Дошкольникам об экономике“» размещена в разделах

Долгое время взрослые пытались оградить детей от экономических проблем от всего того, что связанно с деньгами. Но теперь ситуация кардинально изменилась. В современном обществе принято, чтобы ребёнок дошкольного возраста знал, что такое деньги, из чего состоит бюджет семьи, как создаются материальные ценности, как и на чём можно экономить семье. Старший дошкольный возраст как нельзя лучше подходит для формирования базы социально - экономических знаний. В этом возрасте дети задаются вопросами: «выгодно или невыгодно», «дорого или дёшево», «правильно или неправильно я поступил»? Ответы на эти вопросы ребёнок может найти, разобравшись, с помощью педагога, в социально – экономических отношениях данного момента.

В работе с детьми, начиная со старшей группы, можно включать в образовательный и воспитательный процесс занятия по экономическому воспитанию. Это занятия по экологии, где мы учим детей, беречь и экономно использовать природные ресурсы нашей планеты. Например, как правильно и экономно использовать водные ресурсы. Казалось бы, чего проще - научить детей вовремя закрывать водопроводный кран, и этот простой приём даёт экономию бюджета семьи, возможность экономить и сохранять природные ресурсы. Помимо всего это вклад в будущее нашей планеты. По такой же схеме педагоги дошкольного образования учат детей, бережно относится ко всем природным ресурсам.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети с удовольствием решают задачи с социально – экономическим уклоном : распределяем бюджет семьи, совершаем покупки в магазине, взвешиваем, измеряем, экономим. Условие математической задачи побуждает ребёнка применить поисковый метод для её решения, способствует развитию критического мышления. Формирование поисковый стиля является одним из важных условий для дальнейшего постижения детьми сложный нравственно-экономических отношений, так как именно поисковый стиль позволяет нашим детям выбрать из множества вариантов правильный.

Социально-экономическое воспитание в детском саду тесно связанно с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом, конструированием. На этих занятиях и в самостоятельной деятельности дети создают предметы «материальной ценности». Это и атрибуты для сюжетно ролевых игр, декоративные украшения, экспонаты для выставок в мини музеи детского сада. Не важно, из какого материала, сколько времени и труда затратят дети на изготовление данных предметов, важно их отношение к продукту своего труда. Важно, что ребёнок осознаёт, что это я сделал сам, своими руками, я трудился. Затем наступает момент, когда на первое место выходит качество поделок. Здесь срабатывает дух соревнования. Каждый ребёнок стремится сделать поделку не хуже, чем у товарища. В этом - то и проявляются основы социальной экономики. Важно, что такие занятия развивают у детей такие качества, как упорство, настойчивость, самостоятельность, творческий подход к делу. То есть, все те качества, которые помогут стать успешным во взрослой жизни.

В формирование основ социально-экономического воспитания детей дошкольного возраста особое место принадлежит художественной литературе, а именно сказкам. Практичность, бережливость, расчётливость, смекалку, так же трудолюбие именно такие качества личности воспитывает сказка у детей.

Например, сказки К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», «Телефон» даёт возможность показать детям товарно-денежные отношения на доступном уровне.

Можно использовать не только известные сказки, но и авторские, придуманные воспитателем, содержащие познавательный материал. Хороший результат даёт совместное творчество взрослого и детей, то есть дети совместно с воспитателем придумывают сказку, развивают сюжет.

В качестве примера можно привести авторские сказки Ястребова Л., Мальгина Н. «Хранители бюджета»,«История одной реки».

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности ребёнка.

Через игры дети знакомятся с традициями и обычаями своей страны, применяют на практике свои знания, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Значение игры в жизни ребёнка велико. Это его мир, понятный, добрый, живущий по правилам ребёнка. А есть ли в этом замечательном мире игр место для сложной, не всегда понятной экономики?

Для того, что бы сделать экономику интересной, понятной и доступной в своей работе я использую различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. Стоит наполнить эти игры экономическим содержанием, и эти игры станут более интересными и полезными. Дети будут играть в уже знакомые игры по новым правилам, каждый ребёнок будет стараться использовать свой опыт социально – экономических отношений.

В старые добрые, всем знакомые сюжетно-ролевые игры теперь дети играют по-новому. Добавляют новые сюжеты, новые игровые условия,новые роли.

На смену игре «Магазин» пришли игры «Супермаркет», «Гипермаркет» и так далее, вместо «Парикмахерской» - «Салон красоты». Дети сами придумывают сюжет, вводят новых персонажей, новые атрибуты. Сюжетно-ролевые игры помимо всего, помогают закрепить знания детей о профессиях взрослых, о том, как взрослые зарабатывают деньги. Новые роли повышают интерес детей к игре, расширяют кругозор, словарный запас, способствуют укреплению экономических представлений. К новым ролям можно отнести появление продавца-консультанта, менеджера, рекламного агента, которые работают в супермаркетах, салонах красоты, кафе. В салонах красоты появляются визажисты, косметологи. Художники-оформители, дизайнеры – такие роли берут на себя дети в играх. Дети учатся зарабатывать деньги, правильно ими распоряжаться, где-то и на чём-то экономить, копить деньги.

В своей работе по формированию финансово-экономической культуры детей нашего дошкольного учреждения я использую игры, в которые можно играть, как в дидактические, так же и в сюжетно - ролевые.

Например: игра «Предприятия нашего города».

Цель игры: Закрепить знания детей о профессиях взрослых, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека.

Материал: фотографии цехов различных предприятий.

Дети, опираясь на фотографии, должны назвать предприятие, профессии людей, работающих на этом предприятии и продукцию, которую они производят.

Игра «Советы покупателю» помогает научить ребёнка самостоятельно принимать решение, производить финансовые расчёты, выступать в роли эксперта по экономическим вопросам.

Суть игры заключается, в том, что воспитатель ставит перед детьми различные экономические задачи и просит помочь их решить.

Например: Мальчик решил навестить своего больного друга. Решил купить сок. В магазине сок стоит 5 рублей, а на рынке 7 рублей. Где лучше купить сок? Почему?

Ещё пример: Если цена на молоко стала выше, что произойдёт с ценами на продукты из него?

В нашем детском саду имеется набор дидактического материала «Дары Фрёбеля», дети любят игры с его использованием. Есть интересная дидактическая игра на социализацию – «Итальянское кафе». По условию игры дети должны распределить между собой роли: посетителей кафе, повара, официанта. В самом начале работы с данным дидактическим материалом, каждый ребёнок стремился быть «поваром», «готовить пиццу». Роли посетителей, официантов казались им малопривлекательными, скучными. Но когда в игру ввели денежные средства, карты оплаты, блокноты для записи заказов, интерес к данным ролям повысился. Причём каждый ребёнок старался внести в игру что-то новое, интересное, опять же опираясь на свой опыт.

Детей интересуют дидактические игры, которые дают возможность создать какие-то материальные «ценности» своими руками. В нашем детском саду была организованна выставка «Хлеб – всему голова», так дети охотно приняли участие в изготовлении экспонатов этой выставки. Причём в дальнейшем бережно относились к этим экспонатам, используя их в сюжетно-ролевых играх. Это ёще раз подчёркивает, что экономические представления, внесённые в игры дошкольников, помогают детям в поисках новых игровых образов, расширяют знания детей о материальных ценностях.

Некоторые известные по алгоритму дидактические игры можно изменить, самостоятельно заменив цель и задачи игры, сделать упор на социально- экономическую сторону. Например, дети нашего детского сада любят играть в игру «Что принадлежит лично тебе?», «Какие материальные блага ты знаешь?», «Кто что изготовил, кто что приобрёл?». Дидактические игры такой направленности расширяют представления детей об окружающем мире, вызывают интерес к изучению экономики.

Расчёт «деньгами» можно производить с детьми и при выполнении ими небольших трудовых поручений. Это могут быть волшебные «монетки – конфетки», и как в играх Гнома – эконома «рублики – круглики». Что бы у детей сложилось правильное понятие об использовании денег, педагоги дошкольного образования должны познакомит детей с понятием «деньги», подвести детей к пониманию покупательной силы денег. Чем раньше ребёнок познакомится с «миром денег», тем проще ему будет использовать их в будущем.

Экскурсия – важная форма учебно – воспитательной деятельности в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Поэтому целесообразно использовать этот вид работы с детьми дошкольного возраста при формировании основ социально – экономического воспитания.

Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Например, при знакомстве детей с профессиями родителей, по возможности, организовать экскурсии на рабочее место родителей. При знакомстве с деньгами, кредитными карточками, банкоматом - экскурсию в банк.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос успешным, предприимчивым, грамотным человеком. Формирование такой личности начинается с дошкольного возраста. Эконмическое воспитание даёт возможность проверить и развить свои способности, заставляет искать и принимать самостоятельные решения, способствует самоутверждению детей, а так же развивает настойчивость, стремление к успеху.

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике и экономике «Путешествие со сказочными героями» Цель: развитие интереса к предмету математики и экономики на основе познавательной активности и любознательности. Задачи: Образовательные:.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи,.

Деловая игра по экономике для старших дошкольников «Семейный бюджет» Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет» Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дошкольникам о профессиях» Тема: Профессии Программные задачи: - Познакомить детей с несколькими видами профессий. - Показать значение трудовой деятельности в жизни.

Консультация для родителей «Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне и героях Казахстана» С самого 1945 года, с того счастливого мая, принесшего фашизму крах, а народам мира - свободу, этот день стал для нашего народа самым главным.

Консультация родителей по П. Д. Д Консультация для родителей по П. Д. Д. ___ Воспитатель: Букина Н. И___ Уважаемые родители! Сделайте все необходимое,.

Консультация «Творческие терапии для снятия нервно-психических напряжений дошкольникам» Добрый вечер! На данный момент существует огромное множество творческих терапий для раскрепощения детей. Рассмотрим некоторые из них: Танцетерапия.

Консультация «Запреты» "Отойди от туда. Куда ты лезешь?Не бери песок в руки. Не садись на песок. Не бери игрушки. Не ломай кулич. Не ори. Не смейся так громко. " И.

Проект «Дошкольникам о ПДД»Проект «Дошкольникам о ПДД» В начале этого учебного года мы с ребятами решили углубленно подойти к изучению правил дорожного движения, ведь будущим первоклассникам.

Загадки и произведения художественной литературы для чтения младшим дошкольникам в процессе ознакомления с миром природы Картотека Загадки и произведения художественной литературы для чтения младшим дошкольникам в процессе ознакомления с миром природы. Подготовила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дошкольникам об экономике»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 08:40
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дошкольникам об экономике»» (включая файлы) размещена пользователем инна чертушкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД