Татьяна Скрягина
Конспект занятия «Традиции моей семьи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции моей семьи
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы.
Цель: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких;
Задачи:
раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
формировать навыки ответственного поведения в семье;
Публикация «Конспект занятия „Традиции моей семьи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
развивать творческих способностей.
воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; знает семейные традиции; связано, последовательно и выразительно составляет небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при проведении игр.
Материалы и оборудование:
мультимедийное оборудование
аудио-оборудование;
презентация «Семейные традиции»;
фонограммы песен «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов); «Семейный альбом»; «Родительский дом»;
Содержание
организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
«В кругу друзей».
Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов).
1 слайд: На экране сменяя друг друга появляются фотографии по теме «В кругу семьи»
2. Объявление темы. Вводная беседа
Воспитатель.
— Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
— Семьи все разные. Они отличаются друг от друга своими традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- Традиции – основа семьи.
- Но что такое традиции?
Дети:
– это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми:
- встреча гостей,
- организация отдыха и семейных праздников,
- хранение семейных реликвий (предметы, которые передаются из поколения в поколение).
Основная часть
2 слайд: Традиция 1 : «Скатерть-самобранка» (хранение старинных вещей)
Воспитатель:
Сегодня, откроем мы этот сундук
- Семейных событий хранитель,
Здесь много старинных и важных вещей.
Вы все постепенно увидите.
Достает скатерть:
Бабушка вязала скатерть, как «приданое» на свадьбу,
А затем накрыла стол - в День Победы нашей.
Много лет всех собирала в Новогодний вечер.
В день рождения угощала – чаем, пирогами.
Износилась, обветшала, но тепло хранит.
Скатерть-самобранка в сундуке лежит.
Игра «Бабушкин сундук».
– Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома: в чуланчике, на чердаке у бабушки – хранится много старинных вещей. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук. Вот он какой расписной, большой. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (Достает предмет.) Кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.
3 слайд: Традиция 2 «Семейное дерево» (на экране генеалогическое древо)
Воспитатель.
Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Достает из семейного сундучка «Дерево семьи».
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, семейное дерево. Человек должен помнить о своих предках (родственниках, которые носили его фамилию за много лет до его рождения – бабушки, дедушки, прадеды). Память — это то, что связывает нас со своими «корнями».
Воспитатель: предлагаю поиграть.
Игра «А ты кто?»
Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель говорит: «Я – мама, у меня есть дочь» подходит к любому ребенку и спрашивает: а ты кто?»
Ребенок:- «Я брат, у меня есть сестра». Обращается к другому ребенку: «А ты кто?».…
Воспитатель: обращает внимание детей на дерево.
—Попробуйте вместе с родителями или родственниками составить такое же дерево, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
4 слайд: Традиция 3 «Семейный альбом» (на слайдах сменяя друг друга появляются фотографии воспитанников в кругу своей семьи).
Воспитатель: Человек всегда чтил своих предков.
Римляне в доме обязательны хранили скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Достает из сундука «Фото-альбом»
— У каждого из нас дома есть альбом с фотографиями наших родственников, которые достойны уважения. Традиция - собирать и хранить фотографии очень важна. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих и любимых людей. В семейных альбомах можно увидеть пожелтевшие фотографии военных лет и письма с фронта. Послушайте песню «Семейный альбом».
5 слайд: Традиция 4 «Семейные династии» (дрессировщики- Дуровы, врачи – Боткины)
Воспитатель:
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Достает из сундука «Плеть»
- Как вы думаете, кому может принадлежать эта вещь? (правильно казаку). Казачество можно тоже отнести к династии. Традиции веры и защиты Отечества передавались из поколения в поколение.
Издревле на Руси существовала традиция : представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
— Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)
Игра «Назови профессию»
На экране появляются орудия труда профессий. Дети называют профессию.
Пример:
- планшет, кабура, сапоги, фуражка – военный;
- книга, ручка, портфель, указка – учитель;
- халат, колпак, кондитерский шприц, тесто – кондитер.
6 слайд: «Семейные праздники»
Воспитатель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
— Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, какие в их семье отмечают праздники.
Воспитатель: Для чего нужны «Семейные праздники»?
— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками и вкусными пирогами. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Ведь взамен мы получаем такую радость - чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что мы не одни, за нас переживают и радуются наши родные и близкие люди!
Воспитатель: Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Заключительная часть
Итоговая рефлексия.
Воспитатель: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
Это близкие и родные люди.
Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
— Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Все вместе слушают песню «Родительский дом».