Светлана Макарова
Конспект занятия по экологии с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
рограммное содержание: расширить знания детей о весенних цветах, насекомых. Учить любить природу, заботиться о ней.
Оборудование: иллюстрация «Одуванчики на лугу», репродукция Герасимова «Пчёлы звенят», мёд различных сортов в розетках.
Ход занятия.
Сегодня на занятии мы откроем окошко в природу
Где солнце сияет в любую погоду,
Где ветры утихнут,
Морозы минут,
Дожди в землю влагу
В достатке прольют,
Цветы растут
Будто чудо из сказки,
И лес нас приветит
В покое и ласке.
Публикация «Конспект занятия по экологии с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
Всё хочется знать!
Так с чего же начать?
Давайте научимся прежде читать!
По шелесту трав на весеннем лугу.
Воспитатель открывает «окошко», за которым картина «Одуванчики на лугу».
- Что за цветы растут на лугу около реки?
Есть один такой цветок
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка
Был цветок, и нет цветка!
- А вы знаете, почему? От слова «дуть». Подует ли ветерок или кто-то специально это сделает, разлетятся повсюду семена-парашютики далеко, далеко и они легко прорастают. (воспитатель снимает головку одуванчика). У этих цветов под каждым зонтиком есть плотное семя. У всех цветов семена образуются на месте цветка, когда тот отцветает. А если вы сорвёте редкий цветок, то семян от него не будет, и такие цветы в природе будут встречаться всё реже и реже. Поэтому рвать цветы нельзя.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты,
И не будет красоты.
- А что есть ещё у одуванчика? (дети на демонстрационном материале собирают модель одуванчика из частей).
- А вы знаете, что одуванчик лекарственное растение? Из его цветов делают весной салаты. В них много витаминов. Про это есть стихотворение:
Он стоит на тонкой ножке
У тропинки луговой.
Вьются птицы, вьются мошки
Над кудрявой головой.
Дунет ветер - и пусты
Все его карманчики.
Встанут новые цветы-
Дети одуванчики.
- Дети, а вы знаете, что с появлением цветов появляются и насекомые?
Воспитатель выставляет в окошке картину Герасимова «Пчёлы звенят».
- Посмотрите в наше волшебное окошко, кого мы там видим?
Кто на бреющем полёте
Над деревьями кружит?
Это к нам на вертолёте
Едет сладкий пассажир.
- Верно, это пчёлы. А что вы знаете о пчёлах?
- Как называются домики для пчёл?
- А вы знаете, что в этом улье пчёлы не живут в одиночку, они живут целым роем, в котором бывает несколько тысяч насекомых. В каждом рое есть пчела – царица.
- А вы знаете, чем питаются пчёлы? (мёдом). Они его делают из цветочного нектара и хранят в шестиугольных восковых ячейках, называемых сотами. Пчёлы постоянно летают в поисках нектара и пыльцы, поэтому про них говорят: «Пчела всегда полна хлопот, на зиму запасает мёд». А где найти нектар, пчёлы сообщают друг другу своим танцем. Если пчёлы кружатся, знай – он где-то рядом, а если пчёлы как бы вихляются, то нектар надо искать где-то подальше. Ребята, а мёд тоже бывает разным. Это зависит от того, с каких растений пыльцу нектара собирали пчёлы. Бывает он подсолнечным, гречишным, липовым, цветочным. Как вы думаете, почему мёд называется липовым? Гречишным? Подсолнечным? Цветочным?
Воспитатель приглашает детей попробовать различные сорта мёда. А вы знаете, какую ещё пользу приносят пчёлы? Мёд – это пища, и в то же время лекарство, а Пчелиный яд используется в медицине. Из него делают лекарство для растирания. Пчелиный яд находится у пчелы в жале, с помощью него пчела защищается от врагов, а ещё ребята, пчёлы выполняют очень важную работу. Они опыляют цветы растений: цветов, деревьев, кустарников.
Вот и закрылось в природу окошко.
Солнышко тоже устало немножко.
Будем и дальше сюда возвращаться.
В мир неподдельный зелёного братства,
Чтоб не страдали зверюшки в капкане,
Чтоб пели птицы, шумели поля,
В радость всем людям планеты Земля.