Ремпе Татьяна Александровна
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Помогите птицам»
▼ Скачать
Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием ИКТ
«Помогите птицам».
Цель: формирование представлений о жизни и питании зимующих птиц
Задачи:
Образовательная.
Расширять представления детей о зимующих птицах
родного края. Учить узнавать по характерным особенностям и внешним признакам птиц и называть их.
Воспитательная.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Помогите птицам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формировать у детей желание заботиться о птицах в зимний период (изготавливать кормушки своими руками, развешивать кормушки, подкармливать птиц) .
Развивающая.
Развивать познавательный интерес к миру природы,
эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы:
Наглядный (демонстрация слайдов с изображением времени года, птиц; сюрпризный момент – письмо от птиц, показ продуктов питания)
Словесный (чтение стихотворений, загадок; беседа)
Практический – макет «Кормушка с птицами». Изготовление экокормушки своими руками.
Оборудование: слайды с осенним и зимним пейзажем; указка; макет кормушки; корм для птиц в тарелочках : пшено, семечки, пшеница, хлопья геркулеса, гречка, мука, желатин в жидком виде; пустая большая емкость для замешивания теста; силиконовые формочки, пластиковые трубочки, веревочки (рогожки); вырезанные картинки птиц; аудиозапись «Звуки леса», «Пение птиц».
Предварительная работа: Чтение художественных произведений о птицах зимой, наблюдения на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня я вас приглашаю, вместе со мной отправится в сказочный лес и посмотреть, что же в этом сказочном лесу такого необычного, что там происходит. Вы готовы со мной отправиться в такое путешествие? (Да)
2. Основная часть
- Но чтобы добраться в этот лес, мы должны с вами пройти по дорожке. Встаем со стульчиков и повторяем за мной:
- Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)
Раз, два! Раз, два! (несколько раз)
Дружно хлопаем в ладоши, (хлопаем в ладоши)
Раз, два! Раз, два!
Вот мы с вами шли, шли. И в волшебный лес пришли.
Звуковой эффект «Сказочный осенний лес» (Слайд с изображением осеннего леса)
- Посмотрите, ребята, где мы оказались? (Ответы детей). А какой это лес? (Осенний) Как вы догадались, что это осенний лес? (Дети говорят о том, что листья на деревьях осенью становятся желтого и красного цветов) Правильно. А теперь я вам предлагаю отправиться в другой лес и посмотреть, что же там у нас происходит.
Звуковой эффект «Сказочный зимний лес» (Слайд с изображением зимнего леса)
- Ребята, посмотрите, на предыдущей картине еще недавно на деревьях висели желтые листочки и на дворе стояла. … Какое время года? (Осень) Правильно! А теперь, куда мы с вами попали (В зимний лес) Как вы узнали, что в этом лесу уже наступила зима? (Ответы детей)
- Посмотрите, какая красивая полянка! Вот высокие деревья на краю поляны. Покажите какие. А кусты какие? Вот такие. (Показ). А снег на поляне какой (Белый). Молодцы! В этом сказочном лесу наступила зима.
Ребенок:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
- Ребята, а вы не заметили чего-нибудь необычного? Мне кажется, здесь что-то лежит! Посмотрите. (Дети находят письмо под экраном)
- Так это же письмо! Кто-то его нам с вами написал. А чтобы узнать от кого это письмо, я вам предлагаю отгадать загадки.
Загадки:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь) (Слайд с изображением снегиря)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей) (Слайд с изображением снегиря)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица) (Слайд с изображением синицы)
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
«Кар-Кар-Кар!» - поет (Ворона) (Слайд с изображением вороны)
- Дети, а кто такие воробей, ворона, синица и снегирь? Как можно их назвать, одним словом? (Птицы). А какие это птицы? (Зимующие) Давайте еще раз их назовем. (Воспитатель показывает указкой на птиц, дети называют)
- Ребята, а как мы можем отличить воробья от вороны? (воробей маленький, а ворона большая) Снегиря от синички? (У синички грудка желтая, а у снегиря красная)
- Молодцы! Вы правильно отгадали загадки, и теперь мы знаем, что это письмо прислали нам птицы, которые не улетели в теплые края, а остались зимовать. Давайте прочитаем, что же они нам пишут. (Воспитатель открывает письмо)
- Ребята, птицы просят нас о помощи! Как вы думаете, о какой помощи? (Ответы детей). Мы можем им помочь! Как? А что именно мы можем сделать для птиц? (Ответы детей)
- Правильно. Скоро наступит холодная зима и птицам понадобится наша помощь. Чтобы они не погибли. Холодно и голодно птицам будет зимой. Под толстым слоем снега им нелегко добывать корм, а голодному и замерзнуть можно. Во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. С утра и до вечера ищут себе крохи пропитания.
- Ребята, а вас дома родители называют ласковыми словами? Какими? (Ответы детей)
- Давайте пожалеем наших голодных птичек и тоже скажем про них ласково:
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воробей – воробушек
Крыло – крылышко
Голова – головушка
Ворона – ворошушка
Хвост – хвостик
Синица – синичка
Лапы – лапки.
Молодцы!
А сейчас давайте немного поиграем.
Физминутка.
Раз, два, три, повернись, в снегиря превратись.
Вот на ветках посмотри (хлопки руками по бокам)
В красных майках снегири (наклоны головы)
Распушили перышки – греются на солнышке (частые потряхивания руками, опущенными вниз)
Головой вертят (повороты головы)
Улететь хотят.
Полетели, полетели (бегут друг за другом)
И на место тихо сели (садятся на стульчики)
Раз, два, три, повернись и в ребят превратись.
- Дети, знаете, что я хочу у вас спросить? Кто знает, какие птицы живут у нас в Алтайском крае? В наших лесах? (Ответы детей). А каких птиц вы часто видите в нашем городе? (Дети называют птиц). Где мы можем встретить этих птиц? (В парке, в лесу, на улице)
- Правильно, мы можем их встретить в парке, в лесу и даже просто на дереве.
(На столе макет кормушки. На ней закреплены бумажные зимующие птички и попугай)
- Посмотрите внимательно и скажите, все ли птицы, которые находятся на этой кормушке, живут в наших краях? Может, какая-то птица лишняя? (Ответы детей). А как вы думаете, где живут попугаи? (Отвечают) Попугаи живут в жарких странах, а у нас их можно встретить только в зоопарках.
Ребенок:
Снегирь и ворона, воробей и синица,
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
- А теперь, ребята, я вам предлагаю отправиться в необычную столовую. (дети подходят к столу, на котором лежит: салфетка, в тарелочках по две веревочки (рогожки, силиконовая формочка, пластиковая трубочка. Перед воспитателем корм для птиц : семечки, пшено, хлопья геркулеса, гречка, пшеница и др. ; мука, желатин в жидком виде и пустая большая емкость для замешивания теста; так же одна силиконовая формочка, пластиковая трубочка и две веревочки для показа.
-Ребята я предлагаю вам сейчас помочь нашим птичкам и изготовить кормушки своими руками. А когда придет суровая зима, мы с вами сможем эти кормушки повесить в нашей птичьей столовой. Тем самым не дадим погибнуть птичкам от голода.
(Воспитатель смешивает все ингредиенты в одной емкости, вливает желатин и замешивает тесто. Выкладывает часть теста в формочку, затем размещает одну из веревочек сверху на тесто и закрывает ее второй половиной теста. Поясняя все детям. Это для того чтобы кормушка держала форму и не рассыпалась. Затем вставляет посередине пластиковую трубочку. Для того, чтобы потом получилось отверстие, чтобы продеть веревочку и повесить кормушку.)
После показа воспитателя, дети преступают к изготовлению кормушек на своем рабочем месте.
Ребенок:
Мы в кормушку все крошили,
Мы столовую открыли!
Синица, воробей – сосед
Будет вам зимой обед!
Постарались мы, ребята,
Знаю, птицы будут рады!
(Воспитатель благодарит детей)
- Молодцы ребята! Постарались вы на славу. А теперь наши кормушки застынут, высохнут,и мы сможем их убрать до зимы. А когда придет зима у нас будет уже готово угощение для птиц.
(Звучит спокойная музыка)
3. Заключительная часть
-Молодцы! Вот мы и вернулись с вами назад в наш детский сад.
- Скажите, где мы сегодня с вами побывали? Почему лес оказался сказочным? Кого мы встретили в этом лесу? Как вы думаете, мы помогли птицам? Что для этого сделали (Ответы детей). А что мы еще можем сделать для птиц зимой? (Повешать наши кормушки в нашу столовую на участке, насыпать корм, чтобы птички не остались голодными зимой)
- И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями.
(Звучит песня птичьих голосов)