Светлана Осипова
Конспект занятия по экологии с использованием нетрадиционных техник рисования «Необыкновенная одежда берез»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия :" Необыкновенная одежда березы".
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о назначении коры деревьев. Познакомить с верхним слоем коры березы - берестой, внешним видом, строением коры, назначением и применением. Поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникшие вопросы. Способствовать эмоциональному восприятию живых существ - деревьев.
Активизация словаря:
Береста, слоистый, балбер.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по экологии с использованием нетрадиционных техник рисования „Необыкновенная одежда берез“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Рисование
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Знание воспитателем наизусть стихотворения А. Шлыгина" Спилили березу".
Материал:
Лупы, микроскоп," волшебная коробочка",в которой лежат картонки с приклеенными на них отдельно кусочкам коры березы, черемухи, тополя, осины. ели; небольшая банка с водой, пробка из древесины.
Ход:
Воспитатель с помощью яркой коробочки проводит игру " Вопрошайка", предлагает детям спросить у нее, что находится в коробочке. Улыбаясь, открывает свой секрет: у нее в" волшебной коробочке" лежит необыкновенная " одежда" деревьев, которую они могут потрогать сначала руками, а затем уже посмотреть на нее.
Дети по подгруппам, получив картонку с кусочками коры, угадывают название дерева и находят его на территории участка.
Воспитатель" Кто из вас, ребята, догадался, почему я кору деревьев назвала " необыкновенной одеждой?"
(Оберегает их от жгучего мороза, от палящих лучей солнца, защищает от всяких повреждений и от случайных ушибов).
Воспитатель: Можно ли эту" необыкновенную одежду" деревьев сравнить с одеждой человека? Почему?
(Предлагается детям сравнить знакомые им деревья с образом человека и придумать названия " одежде".
Осинка - девочка в серебристо-зеленом сарафанчике;
Черемуха-девушка в расписном золотисто-коричневыми лентами платье; дуб-воин, богатырь в доспехах).
Воспитатель: предлагает собраться у дерева, напоминающего юную, стройную девушку в белом платьице.
Дети: Здравствуй, березка (ласково поглаживают ствол пальчиками, поют песню по стихотворению П. Воронько "Березка") .
Тонкая березка, ростом невеличка
.Словно у подростка у нее косичка
Деревце на славу за год подросло
До чего кудряво, до чего ж бело.
Пробежали козы рано поутру,
Гложут у березы белую кору.
Не ходите козы, в молодой наш лес.
Вырастут березы, будут до небес.
Воспитатель: Стареют ли клетки кожи человека и" кожи дерева"?
Покажите старый слой бересты, находящийся на поверхности ствола и самый молодой, находящийся в глубине ствола?
(уточняет знания детей о процессе замены у человека старых ороговевших клеток кожи. Дети имитируют этот процесс при помощи ладоней рук. Одна рука детей соединяет ладони плотно, а другая- снизу раздвигает их и ставит ладони свои над ними. Первая подгруппа выполняет аналогичные действия)
Воспитатель: Вот так же происходит замена верхнего слоя коры березы - бересты.
(с таинственным видом ставит перед детьми банку с водой, предлагает бросить толстый кусочек бересты, а затем рассказать о том, что они увидели. Бросают в воду пробку.)
Почему же береста, как и пробка не тонет? Береста легкая, не пропускает воду, газ, вот поэтому рыбаки из берестяного слоя делают бамберы - поплавки для невода. Народные умельцы используют бересту для изготовления художественных изделий.
Но можно ли снимать бересту с растущих, живых деревьев?
(Ответы детей).
Правильно, это недопустимо. " Раздетая" береза вряд ли выживет. Дерево прекрасно, когда оно живое. Я хочу прочесть вам стихотворение Алексея Шлыгина " Спилили березу"
Стояла береза, встречала рассвет,
Качала ветвями и вот ее нет.
И небо поблекло и вянет трава.
Спилили березу. Зачем? На дрова.
Стара уже стала, к тому же давно
Она затемняла листвою окно.
Гляжу я в окошко – а мне не светло,
Сижу я у печки, а мне не тепло.
Я люблю эти печальные строк, они учат нас взрослых и детей, радоваться любому живому существу: букашке, ползающей по травинке, березке -"старушке", живущей на Земле, может быть 200 лет, дождинке, сверкающей на лепестке тонконогого цветочка. Полюбуйтесь белокорыми красавицами и обратите внимание на следующее:
на всех ли березках есть " необыкновенная одежда"- береста?
(Подводит детей к маленькой березке, и предлагает ее рассмотреть). Стволик похож на прутик и коричневую кору, защитного покрова - бересты нет. Лишь через 10 или даже 20 лет на стволе этой малышки березы появится белый покров бересты.
Обобщая высказывания детей, воспитатель выясняет у них : знают ли они почему у березок ствол белый.
В следующий раз, когда мы с вами снова сюда придем, я открою вам эту маленькую тайну: " Почему же березу называют белоствольной? "
В группе предложить детям нарисовать свои березки.
Задачи:
- воспитывать эстетическое восприятие природы ;
- учить передавать в рисунке поэтический образ природы;
-продолжать знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге.
Оборудование: бумага формата А4, акварельные краски, стаканчики с водой, кисти, поролон, салфетки.
Предлагается детям изобразить березки на берегу озера, которые любуются своим отражением в воде.
Для этого нужно сначала на половине листа нарисовать берёзки, небо солнце или тучки, то, что хотели бы увидеть рядом с берёзками. Другая половина листа смачивается поролоном с водой, лист быстро складывается пополам, половинки прижимаются руками. Раскрывается лист, и получается изображение, отражённое в озере.
Дети приступают к работе, помощь оказывается по мере необходимости.
Когда работы высохнут, они рассматриваются.