Елена Ковалёва
Конспект занятия по экологии для подготовительной группы «Природа — наш дом, не мусори в нём»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Природа - наш дом, не мусори в нём».
Составлен воспитателем:
Ковалёвой Е. О.
Санкт-Петербург
«Природа - наш дом, не мусори в нем».
Аннотация.
Конспект НОД посвящен проблеме мусора, как одной из причин загрязнения нашей планеты, и направлен на формирование у детей знаний основных стратегий поведения по уменьшению количества мусора.
Публикация «Конспект занятия по экологии для подготовительной группы „Природа — наш дом, не мусори в нём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Ключевые слова: загрязнение, сортировать, мусор, Земля
Цель: развитие познавательной и познавательно – исследовательской активности через игровую деятельность.
Образовательные задачи:
Совершенствовать познавательные умения: замечать зависимость состояния окружающей среды от влияния человека.
Формировать представления о целесообразности вторичного использования производственных отходов.
Развивающие задачи:
Развивать свободное общение с взрослыми и детьми в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Продолжать прививать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.
Совершенствовать диалогическую речь, слуховое внимание. Расширять словарный запас. Развитие активного и пассивного словаря.
Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения и речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе на основе осознания места человека в ней, стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материал: Колокольчик; воздушный шарик с гелием; лист белой бумаги А 4, на котором лимонным соком нарисован знак SOS; емкость с водой и йодом; кисточки; глобус; фонарик; емкость с чистой водой; емкость с грязной водой, в которую помещен мусор; резиновые перчатки; мусорные мешки 4-х цветов;, мусор для сбора; полиэтиленовая сетка с наклеенным (бутафорским) мусором; смайлики для обозначения настроения исследуемых объектов; карточки 3-х цветов, обозначающие воду, пустыни и леса на глобусе; Картинка с изображением лаборатории; иллюстративные знаки «Запрещающие мусорить»; USB – колонка; листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры для изготовления табличек «Запрещающие знаки»; «Фильтр» для воды.
Планируемый результат
«Познавательное развитие» Формирование представлений детей о причинах загрязнения окружающей среды, об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования производственных отходов.
Совершенствование познавательных умений: замечать зависимость состояния окружающей среды от влияния человека, проявлять инициативу и самостоятельность. Дети самостоятельно умеют объяснить причины загрязнения воды, леса. Умеют проводить несложные опыты, анализировать и делать выводы. Ориентируются на глобусе.
«Речевое развитие» Развитие активного и пассивного словаря. Совершенствование диалогической речи, слухового внимания. Расширение словарного запаса.
Дети свободно используют в речи слова: глобус, макет, сортировка, сигнал бедствия, модель Земли, лаборатория, научные исследования.
«Социально – коммуникативное»
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Воспитание гуманного отношения к природе на основе осознания места человека в ней, стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Дети осознано выполняют экологические правила поведения в лесу и в повседневной жизни.
Проявляют желание прийти на помощь.
Слажено взаимодействуют в игре.
«Художественно – эстетическое развитие» Совершенствование эстетического вкуса, умение проявлять самостоятельность и творческие способности.
Продолжение развития интереса к художественной деятельности.
Проявление эмоционального отклика на совместный положительный результат, полученный в ходе творческой деятельности.
Умение планировать этапы выполнения работы.
«Физическое развитие» Продолжение развития мелкой моторики, координации движения и речи. Развитие умения обеспечить кратковременный активный отдых.
Предварительная работа:
Прогулки, экскурсии и повседневные наблюдения.
Помощь дворнику в уборке территории детского сада.
Беседы на тему, «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет, стеклянная бутылка)», «Как вести себя в природе»
Рассматривание иллюстраций «ОБЖ»
Чтение стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».
Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, «Плохо-хорошо», «Найди пару» и т. п.)
Ход НОД
.
Мотивационный этап.
В: стоит у окна и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг меня собираются.
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся
(В группу влетает шарик, к нитке шарика прикреплен лист белой бумаги. На бумаге заранее изображен лимонным соком знак)
В:Ой, а что это нам принес воздушный шарик?
(Дети предлагают варианты ответов.)
В: Может быть это письмо? Но я ничего не вижу. А вы видите?
В: А вдруг это не просто чистый лист, а секретное письмо?
В: Но как узнать, что за секрет спрятан в этом письме? А хотите узнать?
А раскрыть секрет письма мы сможем с помощью воды, йода, и кисточки. Хотите попробовать?
(Дети подходят к столу на котором стоит емкость с водой, смешанной с йодом. Дети смачивают кисточками письмо водой с йодом)
Появляется знак. SOS
В: Ребята, что это? (Знак) А что он обозначает? (предполагаемые ответы детей)
В: Интересно, кто же отправил нам такое секретное письмо.
В: Посмотрите внимательно, может вы заметите, что в нашей группе что-то не так? (Предполагаемые ответы детей)
В: Это сигнал бедствия SOS, где-то произошла беда, кто-то взывает о помощи.
В: Откуда пришел сигнал бедствия?
(Наводящие вопросы, если дети не заметили изменений)
А мы с вами, где находимся? (На Земле)
В: Вы узнали, кто прислал нам сигнал SOS?
В: Вот, что написано в письме:
Здравствуйте, Земляне! Я ваша планета – Земля. Я в беде! Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбрасывает на Земле человек. Мусора все больше, и он становится все сильнее, а сил моих все меньше и меньше…
В: Ребята, а ведь Земля может погибнуть! Что же делать? Я думаю, что у нас еще есть время, чтобы спасти Землю. Только мы можем помешать мусору и вернуть Земле её силы.
В: Вы хотите стать спасателями планеты Земля? (Предполагаемые ответы детей).
В: А, как же нам спасти Землю? Я уверена, что уменьшенная модель подскажет нам план спасения.
В:А что это такое «Уменьшенная модель Земли»? Как она называется?
(Ответы-детей)
2. Организационный этап:
В. На ножке глобуса что-то спрятано. Что это? (Какие-то разноцветные карточки)
В: А что обозначено на глобусе голубым и синим цветом? (Вода).
В: А почему на ней грустный смайлик?
В: А на что он указывает? (Нам нужно спасти воду)
В: Мусор засоряет воду на земле, А мы попробуем отыскать способ его исчезновения.
В: Послушайте небольшую подсказку:
«Однажды весной Вася пришел на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину. На берегу всюду валялся мусор. Непорядок, как не красиво - подумал Вася, мусор нужно убрать. Собрал он весь мусор и бросил в реку. Мусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Вася сидел и радовался, какой я молодец!»
В: Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Вася? (Ответы детей).
А что происходит с водой, когда в нее попадает мусор? (Ответы детей). Хотите узнать?
В: Тогда я приглашаю вас в лабораторию, чтобы провести это исследование. А вы знаете, что такое лаборатория? Предполагаемые ответы детей: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
В: А кто, проводит исследования в лаборатории?
В. Кто такие ученые? (Предполагаемые ответы детей).
В: Да, ученые это люди, которые занимаются научными исследованиями. А какие правила необходимо соблюдать в лаборатории?
Нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослого, нельзя самостоятельно проводить опыты с опасными предметами (соль, перец, гвозди, иголки, спички).
В: Показать детям две емкости с водой: в одну налита чистая вода, а в другой –грязная, в воде находится разный мусор.
В: Ребята, какая вода в первой емкости? (Чистая).
А во второй? (Грязная)
В: Как вы думаете, будет ли нам приятен запах чистой воды? Предложить детям подойти к емкости с чистой водой и определить запах чистой воды.
А запах воды, в которой находится мусор?"
Предполагаемые ответы детей: Конечно нет.
В. Вы хотели бы искупаться в такой воде?"
Предполагаемые ответы детей: "Нет, не хотим.
В: А могут ли в грязной воде жить водоросли, рыбы и другие животные водоема? (Предполагаемые ответы детей).
В: Хотите провести эксперимент?
В: В этом эксперименте мы будем использовать фонарики. Попрошу включить их и направить луч света через емкость с чистой водой. Ученые что вы скажете о емкости с чистой водой?
Вода чистая, прозрачная и свет проникает в воду.
А попробуйте навести луч света не емкость, в которой грязная вода с мусором.
В: Уважаемые ученые, какой вы можете сделать вывод? (Предполагаемые ответы детей).
В: Вода грязная, мутная, в ней много мусора и она плохо пропускает свет. Могут ли в такой воде жить растения, рыбы?
А как сделать так, чтобы мусор исчез из водоемов? (Не кидать, не мусорить, предупреждать всех, что мусорить нельзя и т. д.). Пропустить воду через «Фильтр».
В: Чистая вода - замечательный подарок. Мы люди должны беречь воду.
В: Как вы думаете нам удалось найти способ исчезновения мусора в воде? Предлагаю это отметить веселыми смайликами. (Дети приклеивают смайлики на карточку голубого цвета)
В: Какого цвета следующий знак на плане? (Зеленого)
А что на глобусе обозначено зеленым цветом? (Леса, поля)
Куда мы отправляемся дальше?
В: Ребята, где мы с вами оказались? (Мы на лесной полянке).
Вам нравится эта полянка?
В: А почему она вам не нравится?
Что мы можем сделать, чтобы она стала красивой? (Предполагаемые ответы детей)
В: А знаете ли вы, что мусор перерабатывать очень тяжело. И различные материалы требуют разные способы переработки. Например, бумагу : снова перерабатывают и делают бумагу; стекло - отделяют от металла и переплавляют вновь делая изделия из стекла и из металла. Из некоторых пищевых отходов после обеззараживания, делают органические удобрения. Поэтому люди придумали собирать мусор раздельно. Посмотрите на эту картинку. Здесь изображены контейнеры разного цвета. Синий, красный, жёлтый и зелёный. Я вам хочу открыть секрет. Что это неспроста. В синий контейнер собирают бумагу, в жёлтый - пищевые отходы, в красный - пластик,. а в зелёный-металл и стекло.
В:Всегда ли мусор бывает безопасным? Приятно ли вам будет собирать мусор руками?
Как мы можем обезопасить себя? (Предполагаемые ответы детей). Одеть перчатки! Одеваем.
В: И так. У нас есть мешки разного цвета и перчатки. Вы готовы спасти полянку от мусора?
В: Теперь вам нравится эта полянка?
В: А хотите на чистой полянке поиграть в игру?
Д/и «Можно – -нельзя»
Если мы придем в лесок
И сорвем ромашку? (нельзя)
Если мы съедим конфету
И выбросим бумажку? (нельзя)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставим? (можно)
Если веточку подвяжем,
Колышек подставим? (можно)
Если разведем костер,
А тушить не будем (нельзя)
Если сильно насорим
И убрать забудем (нельзя)
В: Как вы думаете, у нас получилось избавиться от мусора в лесу? (Предполагаемые ответы)
В: Предлагаю это отметить веселым смайликом. (Дети приклеивают смайлики на зелёную карточку)
Физ-минутка
На самолете мы летим (руки в стороны)
И всю землю облетим (шагают)
Мы посмотрим на моря (смотрят, повороты головы влево, вправо)
И на горы и леса (голову вверх)
Прилетим потом назад (бегают, руки в стороны)
И посадим дивный сад
И деревья, и цветы (имитируют движения, наклоны)
Небывалой красоты (руки в стороны)
Пусть цветет и расцветает
Все вокруг благоухает! (руки вверх)
В: Отдохнули. Теперь продолжим наше путешествие.
В: Какого цвета следующая карточка? (желтого цвета)
В: Есть, ли такой цвет на глобусе? Как вы, думаете, что же обозначает этот знак (Предполагаемые ответы детей).
В: Этот знак обозначает пески, пустыни. А что мы сможем с вами сделать, чтобы наша планета не превратилась в необитаемую пустыню? (Ответы детей). А я предлагаю изготовить предупреждающие и запрещающие знаки. Чтобы спасти природу от загрязнения.
Практическая часть.
В. Перед вами листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Я предлагаю вам нарисовать таблички, предупреждающие и запрещающие засорять нашу планету. А потом мы их расставим на территории детского сада и расскажем малышам, что они обозначают.
Рефлексия
Рассматриваем таблички, которые получились у детей.
Ребята, вам понравилось спасать Землю?», «Трудно было?»…
Скажите, пожалуйста, «Что надо сделать, чтобы сохранить планету чистой? ….
Вы сегодня хорошо потрудились, и я хочу всем подарить красивые наклейки.