Шишкова Ольга
«Белеет парус одинокий». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творческому наследию М. Ю. Лермонтова.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение правильно воспринимать содержание произведения, навык выразительно читать стихотворение наизусть.
- Познакомить детей с романсом «Белеет парус одинокий»
-Формировать умение подбирать прилагательные к существительному «море».
-Познакомить детей с понятием «штиль» и его значением в природе.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, умение создавать парус из лент на коврографе, композиционные умения (размещать парусник «в море», волны).
- Развивать воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова, эмоционально – ценностное отношение к поэтическому искусству своего народа.
Демонстрационный материал: цифры от 1 до 8, буквы, видеоролик «Парусник», аудиозапись «Шум моря», аудиозапись романса «Белеет парус одинокий».
Раздаточный материал: ракушки, коврограф, ленты для изображения парусника. карточки: 1 – с парусником, 7 без изображений; 3 карточки с цифрами -1,2,3; 5 карточек без цифр.
Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, просмотр презентации, рассматривание книг, иллюстраций и фотографий «Тарханы», «Кавказ», чтение и заучивание наизусть стихотворений «Тучи», «Белеет парус…»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В круг веселый вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся,
А теперь назад вернемся.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней.
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем
Воспитатель: Сегодня действительно доброе утро. А настроение у вас какое?
Дети: От чего зависит хорошее настроение? (Как можно поднять себе настроение?
Воспитатель: А мне поднимает настроение один предмет, который находится в этой коробочке. Вы узнаете, что там находится, если отгадаете ребус (слово)
4 2 7 1 3 6 5 8
о а н р к и в а
Воспитатель: как вы думаете, почему она мне поднимает настроение?
Дети: Потому что можно услышать звуки моря.
Воспитатель: правильно, она напоминает мне о красивом море. А вы хотите послушать, как оно шумит в ракушке?
(Дети берут ракушки и слушают.)
Воспитатель: на самом деле мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас. Все шумы собираются в ней, отражаются от ее стенок. (Шум ветра, дождя, шум от проезжающей машины)
А шум моря совсем другой-вот такой. Запись шума моря.
Вот оно море. (На экране видео запись моря)
Игра «Какое море?»
(Дети называют прилагательное и кладут ракушку на поднос.)
Воспитатель: Незабываемое
Дети: Синее, голубое, бескрайнее, спокойное, тихое, далекое, любимое, родное, шумное, опасное, глубокое, загадочное, бирюзовое, прозрачное, огромное, сердитое, печальное.
Физкультминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Что же появилось на море?
Дети: Парусник.
Воспитатель: Он плывет к нам все ближе и ближе. Какой он?
Дети: Белый, одинокий.
Воспитатель: На фоне голубого моря он особенно выделятся. Что он делает?
Дети: Белеет.
Воспитатель: в каком стихотворении можно встретить слова: белеет парус?
Дети: «Парус» М. Ю. Лермонтова.
Воспитатель: М. Ю. Лермонтов писал стихи, поэмы. Значит кто он?
Дети: поэт
Воспитатель: Он вырос недалеко от Пензы в селе «Тарханы», он наш с вами земляк.
Воспитатель: Стихотворение «Парус» он написал в Петербурге, бродя по берегу моря (Финского залива). Кто хочет из вас прочесть нам стихотворение «Парус»?
Воспитатель: А чтобы никому не было обидно, его прочитает тот, кто выберет карточку с изображением парусника.
(Дети читают стихотворение.)
Воспитатель: как вы думаете, какое это стихотворение?
Дети: Грустное.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что Парусник одинокий.
Воспитатель: - А откуда приплыл парус?
Дети: с моря, с дальних стран.
Воспитатель: Море бывает спокойным, но, если на море поднимется сильный ветер, что начнётся?
Дети: начинается шторм.
Воспитатель: А что такое мачта?
Дети: Это высокий столб для крепления парусов.
Воспитатель: А что происходит в шторм с парусами?
Дети: Они наполняются ветром, поднимаются и корабль движется вперед
Воспитатель: - А как вы думаете, дети, если поднимается ветер, что происходит с мачтой?
Дети: гнется и скрипит.
Воспитатель: Правильно. Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг остановился. Ветер стих и на море штиль. Кто поможет нам объяснить, что такое штиль?
Дети: Штиль- это безветренная тихая погода.
Воспитатель: Полина, как называется безветренная погода. (Штиль)
Как же нам помочь паруснику, ведь ему нужно плыть дальше.
Дети: пригласим на помощь ветер.
Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики
Воспитатель: - Сначала мы попробуем «наполнить ветром наши паруса».
(Раздаем детям «паруса» - листы белой бумаги формат А5).
Воспитатель: - Берем наши «паруса» с двух сторон за короткий край.
Набираем носом побольше воздуха, и дуем сначала тихо на «парус».
– Высоко ли поднялся наш парус?
Дети: низко
Воспитатель: - Теперь снова набираем воздух носом и дуем ртом сильно.
– Как теперь поднят наш парус?
Дети: - высоко
Воспитатель: – Высоко то высоко. Вы молодцы, но наш корабль уплывет так не далеко.
- Видите, как быстро наш парус опустился вниз?
Воспитатель: - Теперь мы с вами наберем еще больше и будем дуть как можно дольше на наш парус. У кого листочек дольше не опустится вниз, тот станет отважным капитаном нашего парусника.
Воспитатель: Все ребята молодцы, все отважные моряки. Ветер мы с вами изобразили. А как вы думаете. можно ли изобразить парусник?
Дети: конечно же можно.
Упражнение «Парусник»:
1. Встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены.
2. Сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках.
3. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад).
4. Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой).
5. Вернуться в исходное положение.
Воспитатель: - Ребята, мы сейчас изобразили парусник с помощью движений, а с помощью чего еще можно изобразить парусник?
Дети: Можно с помощью пластилина, красок, картона. конструктора лего.
Воспитатель: Хотите, мы с вами с помощью лент попробуем изобразить парусник? Где нам будет удобнее это сделать?
Дети: За столами.
Воспитатель: Занимайте места, можно мне с вами?
Воспитатель: Перед нами лежит коврограф. Он разделен на клеточки. Выкладывая ленточки по клеточкам, как по образцу, у вас тоже получится парусник.
Воспитатель: Что есть у парусника?
Дети: Корпус
Воспитатель: какого цвета корпус?
Дети: Коричневого
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру он похож?
Дети: На трапецию.
Воспитатель: из скольких клеток состоит нижняя часть паруса.
Дети: Из 6.
Воспитатель: Верхняя часть корпуса равна?
Дети: 8 клеткам.
Воспитатель: Боковые стороны соединены наискосок.
Воспитатель: Что еще есть?
Дети: Мачта.
Воспитатель: Какого цвета мачта?
Дети: коричневого.
Воспитатель: Скольким клеткам равна высота мачты?
Дети: 5
Воспитатель: Парус какого цвета?
Дети: Белого
Воспитатель: на какую геометрическую фигуру он похож?
Дети: на треугольник.
Воспитатель: Прежде чем выполнять задание разомнем пальцы
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму
(Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки — друзья —
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
(Поднять выпрямленные ладони вверх.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
(Имитация движений волн и рыбок.)
Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились парусники. А вот и море. (Стол застелен тканью голубой) И чтобы все смогли ими полюбоваться мы их где разместим?
Дети: на море
Воспитатель: А рядом можно положить ракушки. И конечно же, хочется еще раз послушать стихотворение. В стихотворении 3 четверостишья. Сколько детей могут прочитать это стихотворение?
Дети: 3
Воспитатель: У меня есть карточки с цифрами, у кого окажутся карточки с цифрой 1,2,3 тот и будет читать.
Воспитатель: Первый начинает читать первое четверостишье под какой цифрой?
Дети: Один
Воспитатель: второй под цифрой
Дети: 2
Воспитатель: Третий под цифрой 3
Дети читают стихи.
Воспитатель: На стихи М. Ю. Лермонтова написан замечательный романс «Белеет парус одинокий». Послушаем?
Слушают романс
Воспитатель: Какой характер музыки?
Дети: грустный
Воспитатель: Спокойный или стремительный, напряженный, взволнованный.
Дети: Стремительный.
Воспитатель: - Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили на нашем занятии
Дети: О М. Ю. Лермонтове, его стихотворении «Парус»
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось (запомнили) на занятии?
Дети: ответы детей
Воспитатель: что вам показалось самым сложным?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что вы узнали нового?
Воспитатель: Вы сегодня читали стихотворение, слушали романс, какие чувства они у вас вызвали? (грусти или радости, печали или веселья). Воспитатель: Назовите цвета, на которые похожи эти чувства. Они холодные или теплые? Значит ли это, что грусть, тоска, печаль, одиночество – холодные чувства? (ответы детей). Часто изображая предмет, художники говорят, что он теплого или холодного цвета.
А холодные цвета они какие?
Дети: синий, фиолетовый, коричневый
А какие теплые цвета вы знаете?
- Мне очень хочется попробовать выразить наши сегодняшние чувства с помощью цвета. А вам? Работать будем все вместе, но прежде, чем начать, подумайте, какие цвета выбрать. Постарайтесь не накладывать цветные пятна рядом друг на друга, без просветов. Дети на мольберте размещают …
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Я очень горжусь, что он вырос недалеко от Пензы в селе «Тарханы», что он наш с вами земляк. Мне бы очень хотелось узнать о нем побольше. Предлагаю вам сегодня придя домой расспросить ваших пап и мам о том, что они знают о М. Ю. Лермонтове и завтра нам всем рассказать. Согласны?
- А сейчас приглашаю вам посетить выставку книг М. Ю. Лермонтова, хотите?