Ольга Тихонова
Конспект НОД по экологии «За всё на Земле мы в ответе» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в игровой форме
по экологическому воспитанию детей 5-6 лет
совместно с родителями на тему:
«За всё на земле мы в ответе»
Тихонова Ольга
ОО «Познавательное развитие»
Цель.
Формирование экологической культуры детей старшей группы, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
Задачи. Развивающие.
1. Формировать у детей простые нормы и правила поведения в природе.
2. Активизировать и обогащать словарь детей.
Публикация «Конспект НОД по экологии „За всё на Земле мы в ответе“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
3. Развивать память, воображение, внимание, речь детей.
Образовательные.
1. Дать представление детям о профессиях судьи и эколога.
2. Расширять сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию детей.
3. Закреплять знания детей о лесе и его жителях.
Воспитательные.
1. Воспитывать бережное отношение детей к объектам окружающей среды, любви ко всему живому.
Материалы и оборудование к НОД.
1. Мольберт, столы, стулья.
2. Большой лист ватмана с рисунками двойного значения:
1) рисунок сгоревшего леса,
2) лес до пожара (со съёмными картами-рисунками).
Костюмы для взрослых: Судья, госпожа Экология, фея Леса, Белочка, Сорока, Огонь.
Костюмы для детей: Гриб, Ягода, Птица, Дерево, Ёж, Пчела, Цветок.
Предварительная работа.
Познавательное развитие: «Деревья, как люди», «В гости к солнцу», «Лесной пожар», «Всё в природе взаимосвязано. Человек – часть природы»; использование ИКТ – просмотр презентаций и мультфильмов с экологической тематикой.
Речевое развитие: чтение рассказов из хрестоматии по основам экологии «Планета – наш дом» (авторы-составители И. Г. Белавина и Н. Г. Найденская, беседы с использованием плакатов по пожарной безопасности в природе.
Художественно – эстетическое: рисование – «Цветы на лесной полянке», «Пушистая ёлка», «Осенний лес», «Лесной пейзаж», «Грибная полянка», «Медведица с медвежатами»; лепка различных животных, птиц, грибов; аппликация (цветы, грибы, деревья, животные). Музыкальное развлечение - экологическая сказка «Муравьишка ищет секретики здоровья».
Активизация словаря: экология, эколог, суд, судья.
Ход НОД.
Группа оборудована как «зал судебного заседания».
Входит госпожа Экология (родительница, обращается к присутствующим:
- Сегодня мы проведём необычный судебный процесс. Необычен он тем, что его участники – дети. Дети вправе решать не только свои проблемы, но и проблемы взрослых. Дети понимают, что их чувства, настроение, а главное здоровье, во многом связаны с окружающим миром. А он, этот мир, меняется и порой не в лучшую сторону. И связано это часто с теми достижениями науки и техники, которые человек использует необдуманно, поспешно. Экологи подсчитали, что если человек будет столько же неразумно хозяйничать на земле, то в 2035 году произойдёт катастрофа. Сейчас спасение всего живого на Земле, в конечном счёте, спасение рода человеческого. Каждый из нас в этой работе не зритель, а самый активный участник. Мы все, от мала до велика, должны с уважением и любовью относиться к природе. Итак, в зал приглашаются участники судебного заседания.
(Входят дети с Феей Леса (родитель)
Экология :
- Прошу занять место обвинителя.
(Фея Леса занимает место обвинителя)
- Прошу занять место обвиняемого.
(Входит Огонь (родитель, занимает место обвиняемого)
-Встать, суд идёт.
(Входит Судья)
- Прошу всех сесть.
Судья:
- Судебное заседание объявляю открытым. Слушается дело о причинах возгорания лесной зоны и нанесённого огромного вреда окружающей среде. В качестве подозреваемого у нас является господин Огонь. Он отказался от адвоката и будет защищаться самостоятельно. В качестве обвинителя выступает Фея Леса. В качестве эксперта – госпожа Экология.
Экология :
- В настоящее время самой актуальной проблемой, я бы сказала, самой горящей проблемой, являются лесные пожары.
Судья:
- Фея Леса, какие у вас обвинения?
Фея Леса:
- Я – Фея леса и в моём лесу друзья.
Все зовут меня Березняночкой!
Я люблю свой лес. Полон он чудес.
Любит лес свою Березняночку.
Я обвиняю Огонь. Он погубил лес, в нём нет больше жизни!
Судья:
- Какие доказательства вы можете предоставить суду?
Фея Леса:
- А вот наши доказательства. (Показывает на мольберт, где прикреплён большой лист ватмана с имитацией леса, в его центре – картинка костра)
Судья:
- У вас есть свидетели?
Фея Леса:
- Конечно, ваша честь.
(Фея вызывает свидетеля. Это – «Гриб». Ребёнок, в костюме Гриба, подходит к рисунку и снимает карту гриба, за ней виден сгоревший лес)
Гриб:
- Огонь погубил все грибы в лесу.
Судья:
- Что вы можете сказать в своё оправдание, господин Огонь?
Огонь:
- Подумаешь, вырастут новые, ещё вкуснее.
Судья:
- Что скажет сторона обвинения?
Дети (предполагаемые ответы) :
- Пока грибы вырастут, животные будут голодать. Им нечем будет питаться. Что будут запасать на зиму белки и ежи?
Огонь:
- Пусть собирают свои грибы в саду или в поле.
Дети:
- Грибы не растут в саду и в поле, они растут в лесу. А ещё грибы помогают деревьям, а деревья грибам.
Огонь:
- Как это?
Дети:
- Дерево и гриб переплетаются своими корнями и кормят друг друга.
Огонь:
- Ага, особенно мухоморы.
Гриб:
- А от мухоморов тоже польза.
Когда в лесу болеет лось,
Чтоб вылечиться скоро,
Огромный лось, могучий лось
Идёт за мухомором.
Он ест его, как сладкий торт,
Ведь мухомор - для лося –
Лекарство, самый первый сорт,
А не поганка вовсе!
Судья: - Какие у вас ещё обвинения?
(Выходит ребёнок в костюме Ягоды)
Ягода: - Ещё Огонь уничтожил все лесные ягоды. А ведь это пища для многих птиц и животных. Ягоды очень вкусные и полезные. (Снимает карту ягоды, а за ней пепелище)
Ребё нок в костюме Цветка:
- В лесу не осталось ни одного цветочка.
Раньше тут росла ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что ещё? Гвоздики, смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок. (Снимает карту цветов, за ней продолжение пожара).
Огонь:
- А зато там растёт теперь Иван – чай. Он первым поселяется на лесных пожарищах. Ему рады, между прочим, люди и пчёлы.
Дети:
- Нет, он не может заменить всё! Погибнет не только красота, но и необходимые людям и животным лекарственные растения.
Ребё нок в костюме пчелы:
- Огонь сжёг всех насекомых. (Убирает карту с изображением насекомых)
Огонь:
- А вот и хорошо! А то летают, зудят, кусаются. Житья от них нет.
Дети:
- Так мы все полезные! Пчёлы для людей делают мёд. Муравьи санитары леса. Бабочки опыляют цветы. Божьи коровки уничтожают тлю. И птицы питаются разной мошкарой.
Ребё нок в костюме птицы:
- Огонь погубил птичьи гнёзда и птенчиков. (Убирает карту «птицы»).
Огонь:
- У птиц есть крылья, пусть бы улетали.
Дети:
- Птицы никогда не бросают своих птенцов, они очень заботливые родители и погибают вместе.
Огонь:
- Да зачем они вообще нужны эти птицы? Один шум да гам.
Дети:
- Если птиц не станет, беда случится. Умолкнут поля, сады, леса. Размножатся вредные насекомые и грызуны, они уничтожат всё.
- Гусеницы, листогрызы, короеды погубят леса. Без птиц – санитаров распространятся болезни, которые погубят других животных.
Судья:
- У обвинения есть ещё свидетели?
Ребё нок в костюме дерева:
- Огонь погубил все деревья в лесу. (Убирает карту «деревья»)
Огонь:
- Подумаешь, деревья! Велика беда! Вырастут новые.
Дети:
- Деревья очищают воздух, а воздухом дышат люди и животные.
-Птицы вьют свои гнёзда на ветках деревьев и питаются их семенами и плодами.
Дерево:
- А вырастить дерево очень непросто!
Чтоб стройное было, высокого роста,
Чтоб листья с ладошку, чтоб ночью и днём,
Различные птахи селились на нём.
Судья:
- Какой ещё вред причинил Огонь?
Ребёнок в костюме Ё жика:
- Огонь погубил лесных животных. (Убирает карту «животные», открывается вся картина – горящий лес)
Огонь:
- Пусть бы убегали. Ноги у них быстрые, длинные.
Дети:
- А вот и нет! Длинные ноги вовсе не у всех. Вот ёжик, никак не может убежать, он обязательно погибнет, ведь у него очень маленькие ножки. А ещё многие животные погибают от дыма.
Огонь:
- Дыма без огня не бывает. И потом, не все ведь гибнут. Самые ловкие и быстрые все равно останутся. Выходит, я – Огонь - провожу естественный отбор.
Судья:
- У обвинения есть ещё свидетели?
Фея Леса:
- Да, ваша честь, это белочка и сорока.
Судья:
- Пригласите их в зал.
(Входят Белка и Сорока (родители)
Белка:
- Ах, наконец то я дома. Ещё немного и окажусь в своём уютном гнезде. Так соскучилась. Хотя я и кочевая белка и, иногда, перебираюсь в места, где лучше и больше корма, но всё же тянет в родные места. Надо привести себя в порядок.
Сорока:
- Кошмар-р-р-р, кошмар-р-р-р! Ах, какая, ты, белка красивая, нарядная! А это что такое блестящее?
Белка:
- Это браслетик. В тех краях, где я была, очень модно носить такие браслетики.
Сорока:
- Какая прелесть!
Белка:
- Но что это? Почему такая тишина вокруг? Не слышно пения птиц и нет ни души?
Сорока:
- Разве ты не знаешь? Кошмар! Кошмар! В нашем лесу несчастье! Страшный и беспощадный Огонь набросился на наш лес. Он уничтожает всё вокруг. Звери и птицы покинули свои жилища. Ничего живого. Огонь не оставляет ничего на своём пути! Беги, спасайся скорее! А я полечу дальше. Пожар! Пожар!
Белка:
- Что же мне делать? Куда бежать? Ах, какое несчастье!
(Белка смотрит на картину пожарища и плачет)
Судья:
- Фея Леса, у вас есть вопросы к свидетелю?
Фея Леса:
- Да, ваша честь. Почему ты вернулась, уважаемая Белка?
Белка:
- А мы кочующие животные. Весной всегда возвращаемся в родные края.
Фея Леса:
- Где же ты поселишься, ведь твоё дупло сгорело?
Белка:
- Не знаю?
Фея Леса:
- А почему бы тебе не перебраться в соседний лес?
Белка:
- Я не могу туда перебраться, ведь все места там уже заняты.
Судья:
- У вас есть ещё вопросы?
Фея Леса:
- Нет, ваша честь.
Судья:
- Вы можете присесть, уважаемая Белка. Господин Огонь, вы прослушали все пункты обвинения, но ни по одному из них не смогли оправдаться. Вам предоставляется последнее слово для защиты.
Огонь:
- Уважаемый суд! Здесь все говорили огонь сделал то, огонь сделал это. Но я ведь не возник сам по себе, не появился ниоткуда? Обратите внимание на эти предметы, это между прочим улики! Это: окурок, спички, зажигалка, осколок от бутылки. И всё это я собрал в лесу. Ответьте мне, кто же разбросал их по лесу?
Дети:
- Человек разбросал. Это человек виноват!
Судья:
- Заключительное слово предоставляется нашему эксперту госпоже Экологии.
Экология :
- Уважаемые обвинители, вы путаете два понятия: огонь и пожар. Трудно представить себе жизнь человека без огня. Почти 10 тысяч лет он верой и правдой служит людям: обогревает жилища, помогает готовить пищу, плавит металл. Но огонь может быть не только другом. От неосторожного обращения с огнём он превращается в пожар, сметающий всё на своём пути.
Судья:
- Суд удаляется для решения и вынесения приговора.
Экология :
- Встать, суд идёт.
Физкультминутка «Мы в лесу».
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Экология :
- Встать, суд идёт.
Судья:
- В ходе судебного разбирательства выяснилось, что подсудимый Огонь не виновен. Суд считает, что причиной возникновения лесных пожаров является неосторожное обращение человека с огнём. В ходе судебного процесса о виновности Огня, были рассмотрены все материалы данного дела, заслушав свидетелей со стороны обвинения, а также взяв во внимание доводы госпожи Экологии, суд постановил: действия Огня считать следствием неосторожного обращения человека с огнём. Виновным, в создавшихся на земле экологических проблемах, считать ЧЕЛОВЕКА. Прошу освободить господина Огня, из-под стражи, в зале суда.
- Судебное заседание считаю законченным.