Галина Иванова
Конспект занятия по экологии для детей 5–7 лет «В природе все нужны друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Занятия для детей 5-7 лет.
Тема: «В природе все нужны друг другу»
Цель: развитие интереса к миру природы и миру взрослых людей, через ознакомление с профессией лесника.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с цепочками питания, как закономерным природным процессом.
2. Дать представление о профессии лесника, показать значимость этой профессии для природы.
3. Продолжать формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей 5–7 лет „В природе все нужны друг другу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
1. Развивать умение составлять пищевые цепочки, аргументировать свои действия.
2. Стимулировать познавательный интерес.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Интеграция образовательных областей:
• познание (формирование целостной картины мира,
• социализация (развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми,
• коммуникация (развитие свободного общения с взрослыми и детьми)
Виды детской деятельности, приемы работы:
Игровая: игра «Подари улыбку», игра: «Кто кого ест», игра «Паутинка»
Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, рассказ, вопросы, поощрение, указания.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, моделирование - «пищевые цепочки», игра «Паутинка», «Кто кого ест».
Двигательная: физкультминутка
Продуктивная: наклеивание цепочек
Количество детей : 10 человек.
Материал и оборудование: мультимедиа «Видеописьмо» (иллюстрации о профессии лесника, аудиозапись (пение птиц в лесу, 2 мольберта, 2 квадрата 10*10 (красны, зеленый); посылка с пригласительным билетом и памятками на каждого ребенка, разнос с листьями зеленого и желтого цвета (по 10 штук каждого цвета); иллюстрации (лес, заяц, лиса, мел, квадрат зеленый, красный и квадрат с изображением листа; клубок ниток; 10 иллюстраций: заяц, лиса, медведь, еж, олень, лось, белка, волк, мышь, тигр; магниты; указка; клей-карандаш, салфетка.
Раздаточный: 10 разносов с 3 иллюстрациями на каждого ребенка, 10 карточек с пищевой цепочкой, клей-карандаш, маркер, салфетка на каждого ребенка, бейджики с именами детей.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. У вас сегодня много гостей, поздоровайтесь с ними. Меня зовут Светлана Николаевна, а ваши имена я вижу на бейджиках.
Организационный момент «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста: кем становятся дети, когда вырастают?
Дети: Взрослыми.
Воспитатель: Чем взрослый отличается от ребенка?
Дети: Он большой, ходит на работу…
Воспитатель: Да, взрослый человек по сравнению с ребенком большой, сильный, образованный, потому, что много учился и прочитал много-много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Взрослые имеют профессию, ходят на работу и умеют делать свое дело очень хорошо.
Сегодня я хочу познакомить вас с одной очень интересной и редкой профессией, нам пришло видеописьмо, но сначала я хочу немного поближе познакомиться с вами, узнать, что вы знаете, умеете. Я приготовила для вас несколько заданий и игр.
Пройдите и встаньте вокруг стола (на столе разложены картинки диких животных (хищники, травоядные, всеядные). Посмотрите, на столе разложены картинки.
Назовите одним словом: кто изображен на картинках?
Дети: На картинках изображены дикие животные.
Воспитатель: На какие три группы можно разделить этих животных в зависимости от питания?
Дети: Хищники, травоядные, всеядные.
Воспитатель: Возьмите по одной картинке и послушайте задание. Поставьте на мольберт, где расположен красный квадрат – хищников, где расположен зеленый квадрат - травоядных
Дети: (выполняют задание)
Воспитатель: Посмотрите на мольберт с зеленым квадратом и перечислите животных.
Дети: Заяц, мышь, олень, лось, белка.
Воспитатель: Почему вы их расположили на этом мольберте?
Дети: Потому, что они питаются растениями, травой, их называют травоядные.
Воспитатель: Какие животные стоят на этом мольберте?
Дети: Лиса, волк, тигр – хищники
Воспитатель: У кого в руках осталась картинка?
Дети: показывают
Воспитатель: Какое это животное? (ёж, медведь - всеядные) Мы их оставим на столе.
Воспитатель: Отлично справились с заданием, молодцы!
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья, я хочу вам что-то рассказать.
Дети: садятся на стулья перед доской
Воспитатель: Представьте, что вот это лесная опушка, на ней много сочной травы, зеленых кустарников и деревьев (выставляю на доску иллюстрацию). Выскочил на опушку зайчик (картинка с зайцем выставляется справа от картинки с лесом). Огляделся зайчик вокруг и очень обрадовался. Как вы думаете, чему он обрадовался?
Дети: Потому, что он может поесть, погрызть кору деревьев.
Воспитатель: Принялся зайчик сочную траву кушать, молодые листочки с деревьев общипывать. Но вдруг есть перестал, ушки поднял, прислушался. Что-то насторожило зайчишку. Правильно делаешь, зайчик! Будь внимателен! Ведь к опушке приближается лиса (картинка с изображением лисы выставляется справа от зайца). Почему заяц боится лису?
Дети: Лиса враг зайцев. Она его может съесть.
Воспитатель: К какой группе животных относится лиса?
Дети: Она хищник.
Воспитатель: Квадратом, какого цвета мы обозначаем хищников?
Дети: Красным
Воспитатель: Сережа, закрой лису красным квадратом.
Воспитатель: К какой группе животных относиться заяц?
Дети: Травоядные
Воспитатель: Квадратом, какого цвета мы обозначаем травоядных?
Дети: Зеленым
Воспитатель: Оля закрой зайца зеленым квадратом.
Воспитатель: А растения, которыми питаются травоядные и всеядные животные, мы будем обозначать квадратом с изображением листа дерева (закрываю лес условным знаком). Посмотрите внимательно на доску, что у нас получилось. Мы с вами узнали еще одну зависимость всех объектов природы (обобщающий жест). Чтобы выжить травоядным (показываю на зеленый квадрат) им необходимо питаться чем?
Дети: Растениями
Воспитатель: (Соединяю линией зеленый квадрат с листом дерева). Чтобы выжить хищникам (показываю на красный квадрат, им необходимо питаться кем?
Дети: Другими животными
Воспитатель: (Соединяю красный квадрат с зеленым) Посмотрите, какая цепочка у нас получилась. Её называют пищевая цепочка. Повторим вместе «пищевая цепочка».
Дети: Пищевая цепочка
Воспитатель: Обратите внимание на следующее: в начале пищевой цепи всегда находятся растения, в конце – хищники. Саша, как называется эта цепь?
Ребенок: Пищевая цепочка.
Воспитатель: Звучит музыка, предлагаю всем выйти.
Физкультминутка: (Звучит запись пения птиц в лесу).
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в летнем лесу, послушайте пение птиц… Откройте глаза. Идите тихо по лесу, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагивая через пни, раздвигая ветки…
Вдохните полной грудью свежий лесной воздух. Потянитесь к солнышку, выше, выше, выше, погрейтесь под его ласковыми лучами. Идите дальше. Осторожно, не наступите на ромашки, нагнитесь понюхать цветы, присядьте, чтобы рассмотреть их. Идите дальше. Перед нами ручей, помойте руки в прохладной воде, встряхните их. Выходите из леса.
Игра «Кто кого ест?»
Воспитатель: Подойдите к столу. Сейчас вам предстоит выполнить задание в парах. От того, как дружно вы будете работать, зависит успех выполнения задания. Вы готовы?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Для каждой группы я приготовила пищевую цепочку (показываю карточку). На разносах у вас лежат картинки. Когда собиралась к вам на встречу, некоторые картинки у меня рассыпались, каких-то картинок не будет хватать. Послушайте задание: наклейте под пищевой цепочкой тех, кто кого ест.
Дети: выполняют задание
Воспитатель: Объясните, что у вас получилось?
Дети: Рассказывают о пищевой цепочке.
(у 2-х групп не хватает по 1 картинке)
Воспитатель: Расскажите, чего у вас не хватает?
Ребенок: У нас не хватает зайца (растения).
Воспитатель: Отлично справились с заданием! Молодцы!
Воспитатель: В природе все взаимосвязано и важно, чтобы эта взаимосвязь сохранялась. В природе все друг другу нужны и полезны. Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру.
Игра «Паутинка»
Воспитатель: Я хочу поиграть с вами в одну интересную игру, встаньте в круг. Посмотрите у меня в руках клубок ниток. Представьте, что вы все обитатели леса. Дима, ты в лесу дуб, бери ниточку, ты Алина шишка, Саша –белка, Игорь –Куница, Света - трава-мурава, Оля –олень, Катя-волк, Лена – береза, Витя-заяц, Костя-лиса, Олег будет лось ему нужна трава Света, Коля-медведь.
Посмотрите, что у нас получилось
Дети: Паутинка
Воспитатель: Потяните тихонько нитку- все связаны между собой. Чувствуете, как все нужны друг другу. Представьте, кто-то срубил дуб и выжег траву (дети приседают и отпускают нитку). Что произойдет?
Дети: мы погибнем.
Воспитатель: В природе бывают такие ситуации, когда животные не могут добыть себе корм, например: очень много снега, или засуха. Как вы думаете, кто приходит на помощь к ним?
Дети: Человек
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с профессией лесника (видеописьмо).
Здравствуйте, ребята. Моя профессия лесник.
Лесники - важные для леса люди, они охраняют лес и следят за порядком, берегут лес его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой, когда невозможно добыть корм, весной, когда много воды.
Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадку новых деревьев, борются с браконьерами.
Вот сколько важных дел у лесников (рассказ лесника сопровождается иллюстрациями)
Ребята, я посылаю вам посылку с пригласительным билетом к нам в заповедник «Малая Сосьва», чтобы вы познакомились с природой родного края и еще сильнее полюбили ее. А любить – это значит беречь, заботиться, и не забывать о правилах поведения на природе. Для этого посылаю вам эти памятки. Ведь забота о красоте окружающей природы - это дело каждого из нас!
Воспитатель: Спасибо, Вам большое за интересный рассказ и посылку…. (Показываю содержимое посылки) Пригласительный билет передадим воспитателю, чтобы она вас сводила на экскурсию в заповедник, а памятки вы возьмете домой.
Посмотрите, у меня на разносе листья разного цвета. Кому интересно было заниматься, и он узнал что-то новое - возьмите зеленый лист на память, кто ничего нового не узнал - возьмите желтый лист.
Дети: выбирают листы.
Воспитатель: Что нового ты узнал сегодня? Что тебе понравилось? С какой профессией мы познакомились? Мне очень приятно было общаться с вами. Спасибо! До свидания!