Фатима
Конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе «Праздничный десерт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по тестопластике
на тему:
«Праздничный десерт»
(подготовительная к школе группа)
Цель. Развитие творческих способностей детей.
Публикация «Конспект занятия по тестопластике в подготовительной группе „Праздничный десерт“» размещена в разделах
Задачи. Воспитательные: воспитание у детей эмоционально – положительного отношения к лепке из соленого теста; воспитание интереса к экспериментированию с художественными материалами,воспитание трудолюбия, усидчивости и аккуратности; формирование у детей социальных мотивов деятельности: «поможем повару, приготовим праздничный десерт для гостей».
Дидактические: ознакомление детей со способом лепки «фруктового желе»; закрепление умения пользоваться различными приемами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание и т. д. ; формирование умения пользоваться скалкой для раскатывания теста, навыков работы с различными инструментами, приспособлениями и дополнительными материалами.
Развивающие: развитие творческих способностей дошкольников; развитие восприятия (чувства формы, ритма, симметрии, мышления, памяти, воображения, мелкой моторики рук; развитие эстетических чувств (удивления, восхищения и эстетического вкуса); развитие инициативы, самостоятельности и активности при выборе детьми способов оформления изделий; расширение и обогащение словаря детей: праздничный десерт, фруктовое желе, шоколадный кекс, и др.
Материалы, инструменты, оборудование. Компьютер, проектор, мультимедийный экран; конверт с письмом и коробка – посылка; технологическая карта; формы из соленого теста и картинки для игры «На что это похоже?»; поварские колпачки и фартуки для детей; стеки, скалки, дощечки для лепки, неокрашенное и цветное соленое тесто, разнообразные дополнительные инструменты и материалы, клей ПВА, кисточки для клея.
Предварительная работа. Рассматривание с детьми иллюстрированных книг по кулинарии, тематических альбомов. Классификация продуктов питания: молочные продукты, хлебобулочные, кондитерские изделия и т. д. Ознакомление детей с особенностями труда повара, кондитера.
Ход занятия
Педагог читает детям стихотворение «Чудесная страна», которое иллюстрируется показом слайдов презентации.
Есть разные страны вдали за морями,
Но самая лучшая – рядышком с нами!
Туда дошагать очень просто пешком,
В кроссовках, ботинках и босиком.
Там весело речка по камушкам льется,
Там птицам легко голосисто поется,
Там ветер гуляет по светлым полянам,
Там наши друзья, без которых нельзя нам!
Из теста соленого эта страна.
В волшебных морях затерялась она.
В ней весело жить, в ней всегда интересно
Творить и лепить из соленого теста!
На карте страну эту не отыскать,
Название ее кто мне может сказать?
Ребята, вы догадались, как называется эта волшебная страна?
Дети. Да, эта страна называется Тестопландия.
Педагог. Правильно, сегодня мы с вами продолжим путешествовать по этой замечательной стране. А, хотите узнать, что нового в ней произошло?
Дети. Хотим.
Педагог. Во дворце короля Соленое Тесто скоро будет большой праздник – день рождение его любимой дочери принцессы Солечки. На праздник пригласили много гостей. Повару Вкусняшкину король поручил приготовить угощение. Повар трудится не покладая рук, но он очень переживает, что не успеет вовремя приготовить для гостей праздничный десерт. А, вы знаете, что такое десерт?
Дети. Десерт – это различные сладости: конфеты, пирожные, варенье …
Педагог. Все верно, когда мы слышим слово «десерт», мы воображаем нечто очень аппетитное и сладкое. Десертом может быть все, что подается после основного блюда: сыр, фрукты, ягоды, орехи, соки. К десертам относятся торты, пироги, пирожные, печенье, конфеты, мороженое, пастила, варенье, шоколад и множество других сладостей.
Как я уже сказала, повар Вкусняшкин очень волнуется, что не успеет приготовить десерт для гостей, а сегодня я получила от него вот это письмо и посылку (показывает детям конверт и большую красивую коробку - посылку). Хотите узнать, что написал вам Вкусняшкин?
Дети. Хотим.
Педагог открывает конверт и читает письмо: «Здравствуйте, мои друзья, лепных дел мастера! Прошу помогите мне, пожалуйста, приготовить праздничный десерт ко дню рождения принцессы Солечки. Боюсь, что мне одному не справится со всеми приготовлениями, надеюсь на вашу помощь. Высылаю вам все необходимые материалы и инструменты. Ваш повар Вкусняшкин».
Педагог. Сейчас мы посмотрим, что же лежит в посылке.
Открывает коробку и показывает детям ее содержимое – три бархатных мешочка разного цвета. Достает из первого мешочка записку: «Чтобы вам поварами стать, нужно загадки мои отгадать». В первом мешочке находятся различные формы из неокрашенного соленого теста и картинки для игры «На что это похоже?».
Проводится игра «На что это похоже?». Педагог показывает детям небольшой шар из неокрашенного соленого теста, цилиндр, диск (сплющенный шар, конус и т. д. Предлагает назвать их и интересуется, с помощью, каких приемов лепки можно получить эти формы. Просит вспомнить детей, те продукты питания, которые напоминает каждая форма (шар - помидор, яблоко, апельсин, мороженое; цилиндр - сосиска, творожный сырок; диск – печенье, кружок колбасы и т. д.). Затем предлагает детям из нескольких картинок с изображением различных десертов выбрать тот, который напоминает шар, цилиндр, диск или конус. Подводит детей к выводу о том, что один и тот же десерт может выглядеть по-разному, иметь разную форму.
Педагог. Молодцы, вы, верно, справились с заданием повара Вкусняшкина.
Читает следующую записку: «с заданием справились все вы, друзья, теперь вы не дети, а повара». Педагог предлагает детям «превратиться» в ребят – поварят, надеть поварские шапочки и фартуки.
Педагог. Вкусняшкин решил устроить вам еще одно испытание.
Достает из второго мешочка и показывает детям технологическую карту «Приготовление соленого теста». Читает записку: «Если загадку мою отгадаете, что здесь лежит вы, ребята, узнаете».
Педагог. Поварята, я думаю, Вкусняшкин здесь зашифровал свой фирменный рецепт, попробуйте отгадать его загадку?
Дети рассматривают технологическую карту и приходят к выводу, что на ней изображено описание процесса приготовления соленого теста.
Дети. Здесь зашифрован рецепт соленого теста : на два стакана муки нужно взять один стакан соли, добавить воды, замесить и получится соленое тесто.
Педагог. Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку, что же лежит в мешочке?
Достает из мешочка контейнер с тестом.
Вы угадали, это соленое тесто. Но здесь не только натуральное, неокрашенное тесто, но и какое?
Дети. Цветное.
Педагог. Правильно, а как вы думаете, что Вкусняшкин сделал, чтобы неокрашенное тесто стало цветным.
Дети. Повар Вкусняшкин добавил в тесто пищевую краску.
Педагог показывает детям комок соленого теста коричневого цвета. Как вы думаете, что повар добавил в это тесто, почему оно стало коричневым?
Дети предлагают свои варианты ответов, если затрудняются, педагог дает им понюхать тесто. Правильный ответ: Вкусняшкин добавил в тесто какао, оно пахнет шоколадом.
Педагог. Послушайте, что еще нам пишет королевский повар: «Из соленого теста десерт. Ничего нет на свете вкуснее соленых, очень соленых конфет!». Как вы думаете, почему сладкий десерт вам нужно будет лепить из соленого теста.
Дети. Потому что - это угощение для жителей страны Тестопландии, а в этой стране все из соленого теста и даже … десерт.
Педагог. А теперь, давайте посмотрим, что же лежит в третьем мешочке. Педагог достает из третьего мешочка и показывает детям инструменты для лепки: скалки, различные стеки и предметы их заменяющие: зубочистки, палочки, пластиковые ножи; инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста : пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов; печатки и штампики: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, колпачки фломастеров; формочки для кексов, формочки для игр с песком; трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, бумажные и пластиковые шаблоны.
Дети отбирают нужные инструменты и приспособления, объясняют свой выбор. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же инструмента или приспособления в процессе лепки из соленого теста. Задает проблемные вопросы. Например, как и с помощью чего можно слепить «сахарное печенье»?
Дети. Тесто нужно раскатать в пласт с помощью скалки или расплющить в ладошках, а затем выдавить (вырезать) с помощью трафареток для печенья, пластиковых крышек от аэрозолей, различных шаблонов.
Педагог показывает детям формочки для кексов и способ лепки «фруктового желе».
Педагог. Поварята, сейчас я вам покажу, как можно использовать вот эти формочки для лепки «кексов», «пирожных» и «желе». Формочки смачиваются водой и заполняются тестом, затем его нужно аккуратно извлечь – десерт готов.
У меня получилось «апельсиновое желе». Я использовала соленое тесто оранжевого цвета. Как вы думаете, если я захочу слепить клубничное желе, то тесто, какого цвета мне нужно будет взять для лепки?
Дети. Тесто красного цвета.
Педагог. Молодцы, поварята, я думаю, что вы легко справитесь с заданием Вкусняшкина, но прежде чем приступить к лепке, мы с вами еще немного поиграем. Повторяйте за мной.
Динамическая пауза «Каравай»
Взрослый говорит слова, дети выполняют определённые движения.
В землю зёрнышко посадим, Слишком малое оно.
Дети приседают, обхватывают колени руками, голову прячут.
Землю солнышко согреет,
Быстро прорастёт зерно.
Дети очень медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх.
Будет ветер тучки гнать,
Дождик землю поливать.
Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками.
По полю комбайн пройдет,
урожай наш соберет.
Дети шагают на месте.
Мельник смелет нам муки,
Ну а мы из муки
Испечём пироги.
Дети имитируют движения: месят тесто, пекут пироги.
Всем на радость раздавай
Пышный, вкусный каравай!
Дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай и приглашая всех к чаю.
Самостоятельная творческая деятельность детей. Дети приступают к лепке. В процессе лепки педагог напоминает им, что следует уделить большое внимание украшению десертов, ведь праздничное блюдо должно выглядеть аппетитно и красиво, предлагает вспомнить способы оформления и декорирования изделий из соленого теста (вылепленный образ можно украсить налепами, различными элементами из других материалов, можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек, полосок и т. д.).
Педагог исключает излишнюю опеку, проявляет доверие к ребенку, его возможностям, формирует у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходит на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются. Не допускает, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощряет любые попытки ребёнка проявить самостоятельность, помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Подведение итогов самостоятельной творческой деятельности детей. Презентация детьми своих изделий. Каждый ребенок рассказывает, какой десерт он слепил, какие инструменты и приспособления использовал в процессе лепки, каким образом украсил изображение. Можно предложить детям дать своим десертам названия. Например, пирожное «Сказочная страна», кекс «Шоколадный сон» и т. д.
Педагог. Молодцы, поварята! Вы славно потрудились, старались и десерт у вас получился замечательный, такой аппетитный и красивый, праздничный. Я думаю, что повар Вкусняшкин будет рад. И для принцессы Солечки ваш десерт будет большим сюрпризом и подарком.
Теперь мы все кексы, печенье, конфеты… соберем на поднос и оставим на просушку, а затем, когда десерт будет готов, обязательно передадим его в страну Тестопландию.
В конце занятия дети приводят в порядок свои рабочие места, снимают колпачки и фартучки.
Педагог. Ребята, наше занятие закончилось. Но вы не расстраивайтесь. Скоро мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Тестопландии. Впереди вас еще ждет много приключений и впечатлений. До новых встреч, друзья!
На последующем занятии «Пир на весь мир» готовый десерт обыгрывается. Детям вручаются благодарственные грамоты с печатью и подписью короля Соленое Тесто, которые затем вкладываются в детские портфолио.