Елена Шпагина
Конспект занятия «Знай и выполняй правила дорожного движения»
ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: "Знай и выполняй правила дорожного движения"
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения для предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
• закрепить знания правил поведения на улице, как составной части общей культуры ребенка.
• способствовать умению детей работать с макетами.
• расширять возможности речевого общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Конспект занятия „Знай и выполняй правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
• побуждать детей давать оценку поступкам и действиям персонажей.
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
• формировать умение применять ранее полученные знания в практической деятельности.
• формировать грамматический строй речи, умение точно выражать свою мысль, активизировать словарный запас.
• развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературное произведение.
Материалы и оборудование: макет улицы города, дорожные знаки, иллюстрации с изображением различных ситуаций на дорогах, знаки сигналов светофора.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Мы с вами живем в большом, красивом городе с широкими улицами. По проезжей части улицы движется много автомобилей. Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок. На самом деле никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Как называются эти правила? (Правила дорожного движения).
Ребенок читает стихотворение Я. Пишумова "Азбука города" :
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, над головой -
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ребята, я сегодня получила необычное письмо из Цветочного города от малышей и малышек. У них, как в обычном городе, есть улицы, дороги, машины, но постоянно происходят какие-то неприятности. То Незнайка перебежит дорогу и его чуть не собьет машина, то Винтик со Шпунтиком с чем-нибудь столкнутся на своей машине. Малыши просят помочь им навести порядок на дорогах Цветочного города.
Ребята, поможем Малышам! Отправляемся в Цветочный город.
Давайте внимательно рассмотрим улицу Цветочного города, чего не хватает? Правильно, нет светофора и дорожных знаков.
Дети рассматривают макет перекрестка дорог (Цветочного города)
А какие бывают дорожные знаки? Давайте выберем запрещающие дорожные знаки, указательные и предупреждающие знаки. Расставим их там, где они должны стоять на улице Цветочного города.
Дети выбирают дорожные знаки, объясняют их назначение, расставляют дорожные знаки на макете, объясняя, для чего они нужны на этом месте.
Ребята, на перекрестке кроме обычного светофора есть еще и пешеходный светофор. Для чего он нужен? Чем он отличается от обычного светофора?
Дети рассказывают о цветах сигналов и фигурах на светофоре.
Цветочный город очень большой, и где-то на дороге нет светофора или пешеходного перехода. Как перейти улицу?
Ребенок показывает и объясняет, как перейти улицу: посмотрев по сторонам, убедиться, что нет машин.
А где Малышам и Малышкам можно играть с мячом, кататься на велосипедах и роликах, играть в хоккей?
Дети рассказывают о детских площадках, специально отведенных местах, где безопасно играть.
Ребята, а кто следит за выполнением правил дорожного движения? (Полиция, служба дорожной инспекции). Давайте расскажем жителям Цветочного города, как вызвать эти службы в случае необходимости. Скажите, какие номера телефонов экстренных служб вы знаете?
( Ответы детей: 01 - пожарная служба, 02 - полиция, 03 - скорая помощь).
Вот и закончилось наше путешествие, мы познакомили жителей Цветочного города с правилами дорожного движения, и помогли им навести порядок на дорогах города.
Ребята, теперь давайте поиграем в игру "Лучший пешеход". Вы знаете, сколько сигналов у светофора, и что они обозначают?
(Ответы детей)
Игра "Лучший пешеход" : На полу схематично обозначается пешеходный переход. Дети двумя группами встают по обе стороны перехода. Воспитатель исполняет роль светофора.
Воспитатель: Выполняй закон простой : красный свет зажегся.
Дети: Стой!
Воспитатель: Желтый вспыхнул.
Дети: Подожди.
Воспитатель: А зеленый свет.
Дети: Иди.
Дети проходят по пешеходному переходу. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети шли не спеша, держались правой стороны, не наталкивались друг на друга, идя навстречу. Игра повторяется два - три раза.
Воспитатель: Ребята, а если нет светофора, где можно перейти дорогу?
( Ответы детей: по пешеходному переходу)
Воспитатель: Правильно переходя дорогу, сначала нужно посмотреть налево и направо, и если нет машин или машины остановились и пропускают вас, можно идти.
Дети проходят по пешеходному переходу, посмотрев по сторонам, стараясь не мешать друг другу.
Воспитатель: Это правило нужно обязательно запомнить, и быть очень внимательным при переходе дороги.
Игра повторяется два - три раза.
Молодцы! А сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте и постарайтесь заметить, что герои рассказа сделали неправильно, чтобы потом рассказать им об этом.
Текст рассказа: Два мальчика пошли в школу и взяли с собой футбольный мяч. Погода была солнечной, настроение у мальчиков было хорошее. Они шли и перебрасывали мяч друг другу. Вдруг, от сильного удара мяч откатился прямо на проезжую часть дороги. Не раздумывая, один мальчик бросился за мячом. Машина резко затормозила, но не смогла сразу остановиться и мальчик, успев схватить мяч, едва не попал под машину. Шофер был очень сердит на мальчика.
Малыши подошли к пешеходному переходу, и, не взглянув на светофор, стали перебегать дорогу, потому что на другой стороне увидели своего товарища. А в это время машины тронулись и мальчики опять едва не попали под их колеса.
- Какой неудачный сегодня день, - рассуждали они подходя к школе.
Ребята, а вы как думаете, почему день показался мальчикам неудачным? Какие ошибки совершили мальчики?
(Ответы детей)
Ребята, давайте посмотрим, какие еще возникают ситуации на дороге.
Дети рассматривают иллюстрации с проблемными ситуациями на дороге, выбирают и объясняют, какие правила нарушены.
Ребята, теперь давайте поиграем. Я буду задавать вопрос, а вы, если поступаете согласно правилам дорожного движения, дружно отвечайте: "Это я, это я, это все мои друзья", а если нет, то молчите.
Вопросы:
• Кто из вас идет вперед только там, где переход?
• Кто летит вперед так скоро, то не видит светофора?
• Знает кто, что свет зеленый означает путь открыт.
А что желтый свет всегда о вниманье говорит?
• Знает кто, что красный свет, это значит хода нет?
• Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
• Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Ребята, вам понравилось путешествие в Цветочный город? А рассказ про мальчиков? Что запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными?
(Ответы детей)