Наталья Богданова
Конспект занятия «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);
• развивать умение детей решать проблемные задачи;
• воспитывать интерес к экспериментированию;
• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный, лёгкий; поднимется вверх в виде пузырьков.
Публикация «Конспект занятия „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: воздушные шарики, для каждого ребёнка, стаканы с водой, коктейльные трубочки,полиэтиленовые пакеты, веера, зонтик с ленточками для подвижной игры «Карусель».
Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность.
Ход.
1. Сюрпризный момент.
Лиса (переодетый взрослый) :
- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его мне прислали? (ответы детей). Я так рада что нашла вас, я даже принсла вам подарок (дарит шары воспитателю).
Воспитатель:
- Ой, Ребята! А что это? Что нам подарила лиса? (ответы детей). А сколько их? Давайте вместе посчитаем. Какого они цвета? Какой формы?
Лиса:- Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель:
- Что же случилось, ребята, кто скажет?.
Дети. Он спустил, стал маленьким.
Воспитатель:
- Как вы думаете, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
Дети. Воздух. (Лиса надувает шарик)
- Как он там оказался (появился? (ответы детей).
2. Отгадывание загадки.
Воспитатель:
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать. Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают.
Лиса:
- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?
3. Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты. Дыхательную гимнастику комментирует Лиса.
4. Экспериментирование.
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?
- Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Лиса:
- Ой! Получается, я тоже воздухом дышу! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха!
- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха?
Дети. Воздух вокруг нас.
Воспитатель:
- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Лисой и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Лиса:- А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель:
- Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель:
- Получилось?
(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).
- А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).
Лиса:- Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?
Воспитатель:
- А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
Опыт с веером
Воспитатель раздаёт каждому участнику по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Воспитатель:
- А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
5. Физ. минутка:
Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;
Тает снег от лучей, садимся на корточки;
Звонко побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. идём большими шагами;
Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;
В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками»;
Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;
И отряхивается. трясём руками;
А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;
И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;6. Экспериментирование.
Воспитатель:
- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктельные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Лисы)
- Что вы здесь видите?
- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).
- Ребята, я хочу вам показать опыт!
Опыт с водой:
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.
Лиса:- Ой! А что это булькает! (ответы детей).
Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:
- Откуда он появился?
- Почему он булькает? и т. п.
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика : один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.
7. Подвижная игра.
Лиса:
- Что-то я устала… Я-то думала, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть?
Воспитатель: Ну что ж лисичка, посиди отдохни. А я ребята предлагаю вам покататься на карусели. (Проводится игра «Карусель»).
8. Подведение итогов.
Лиса:
- Как много я с вами сегодня узнала про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещала своим друзьям рассказать всё.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
• воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
• руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде
Лиса:
- Ну, теперь я всё запомнила! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!
Дети прощаются.