Вера Топоркова
Конспект занятия по теме «Насекомые» для детей логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы идем в поход»
Цель: расширить и систематизировать представления детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
• актуализировать словарь по теме «Насекомые»;
• познакомить детей с понятием «Турист»;
• закреплять навыки употребления предлогов «на», «за», «под»;
• учить детей составлять рассказ о насекомых по плану;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
• закреплять навык употребления формы р. п. ед. ч. им. сущ. ;
• закреплять умение выделять первый звук в слове;
• закреплять умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие:
• развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, связную речь, процессы анализа и синтеза.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к живой природе;
• воспитывать коммуникативные навыки;
• повышать мотивацию к образовательной деятельности.
Оборудование:
• компьютер, презентация к занятию, магнитная доска, игрушка божья коровка на палочке, план рассказа на формате А4, фотографии цветов на формате А4 (мак, клевер, ромашка, фотографии насекомых 9*13 (бабочка, пчела, комар, стрекоза, шмель, жук);
• фото насекомых размер А5 (бабочка, пчела, комар, стрекоза, шмель, жук, наклейки с насекомыми для подарков детям, заготовки для закладок 6 шт.
Предварительная работа: беседа по теме «Насекомые», чтение детской энциклопедии о насекомых, рассматривание фотографий и иллюстраций с насекомыми.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Рано солнышко проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось,
Пожелало всем добра.
- Доброе утро, ребята!
2. Мотивационный этап.
(Слайд 1 – цветущий луг.) Логопед включает звуки комара, кузнечика, пчелы. По мере угадывания детьми насекомые вылетают на луг.
- Ребята, как вы думаете, кто издает такие звуки? (ответы детей : комар, кузнечик, пчела)
- Как их называют одним словом? (насекомые).
- А где мы можем увидеть насекомых? (ответы детей)
- Чтобы больше узнать о насекомых мы станем туристами и отправимся в поход.
3. Игра «Собери рюкзак».
- Ребята, вы знаете кто такие туристы? (ответ детей)
Туристы – это люди, которые путешествуют или выезжают на природу. Изучают места и страны, в которых сами не живут.
(Слайд 2 – изображение разных предметов, турист с рюкзаком.)
- А кто из вас знает, что берут в поход туристы? (ответы детей)
Посмотрите на картинки и назовите что возьмем с собой (ответы детей).
- Теперь мы готовы и можем отправляться в путь.
Логопед включает динамичную музыку. Дети имитируют надевание рюкзаков и идут под музыку по кругу, затем садятся на свои места.
4. Игровое упражнение «Исправь предложения».
(Слайд 3 – появляется изображение реки и слышится ее журчание.)
- Перед нами небольшая речка. Как нам переправиться на другой берег? (ответы детей). -- Из чего построить мост? Где взять материал для строительства?
Прилетают 2 стрекозы приносят письмо с заданием:
«Вы получите материал для строительства моста, если внимательно прослушаете предложения и исправите ошибки. За каждое предложение – один камень.
Бабочка стрекочет, а кузнечик порхает.
Комар ловит птиц.
Пчела спешит в свой муравейник.
Кузнечик стрекочет на дереве.
Шмели строят муравейники.
Муравей порхает над лесной полянкой.
Жук живет в улье.»
За каждый правильный ответ на слайде появляется новый камень и строится переправа.
5. Дидактическая игра «Помоги муравью».
(Слайд 4 – поляна с мусором.)
- Ребята, мы оказались на лесной полянке. Вам здесь нравиться? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Появляется муравей, он рассказывает детям о том, что еще совсем недавно полянка была красивой, уютной и просит ребят помочь вернуть ей прежний вид.
Дети находят на картинке мусор (пластиковая бутылка, пластиковый стакан, полиэтиленовый пакет, алюминиевые банки, жестяные консервные банки, остатки еды, бумажки, составляют предложения по образцу, по вопросам, используют в высказываниях предлоги «на», «за», «под».
- Где висит пакет? (Пакет висит на ветке дерева.)
- Где лежат консервные банки? (Консервные банки лежат на траве.)
- Где лежит стакан? (Стакан лежит за камнем.)
- Где лежат банки? (Банки лежат под кустом.)
- Где лежит пластиковая бутылка? (Пластиковая бутылка лежит под пеньком.)
Мусор постепенно исчезает.
6. Гимнастика для глаз «На полянке».
(Слайд 5 - чистая полянка.)
- Посмотрите, какой красивой стала полянка! На нее прилетели божья коровка и другие насекомые. Следите глазами за божьей коровкой (гимнастика для глаз).
7. Дидактическая игра «Угадай насекомое и расскажи о нем».
- Насекомые такие маленькие и шустрые, что их бывает трудно увидеть среди травы. У меня есть фотографии некоторых из них.
(Слайд 6 – фото шмеля, прикрытое лепестком.)
- Чья это фотография, имя ребенка? ( ответ ребенка: фотография шмеля)
- На какой звук начинается слово шмель? ( ответ ребенка: [ш])
И т. д. по порядку шмель, комар, жук, пчела, стрекоза, бабочка.
- Ребята, расскажите о насекомых по плану.
План рассказа на магнитной доске (строение, чем питается, какую пользу или вред приносит).
8. Динамическая пауза «Солнышко, тучки, дождик».
Звучит музыка дождя.
- На полянке светило солнце, вдруг набежали тучи и начался дождь. Изобразите, ребята, солнце, тучи и дождь при помощи своего тела.
Дети изображают солнце (руки-лучи, улыбка на лице, тучи (руки в боки, надуть щеки, дождь (перебирать пальчиками, трясти кистями рук, произносить кап-кап медленно и быстро).
9. Дидактическая игра «Спрячь насекомых от дождя».
- Насекомые боятся дождя. А почему? (Ответы детей).
- Вспомните, ребята, какие насекомые были на полянке? (шмель, жук, пчела, комар, стрекоза, бабочка).
- От дождя хорошо растут трава и цветы. Посмотрите какие цветы распустились на поляне (мак, клевер, ромашка).
- Сколько слогов в слове мак? (ответы детей : один).
- Под маком спрятались насекомые, в названии которых 1 слог. Какие это насекомые? (ответы детей : шмель, жук).
- Сколько слогов в слове клевер? (ответы детей : два).
- Под клевером спрятались насекомые, в названии которых 2 слога. Какие это насекомые? (ответы детей : пчела, комар).
- Сколько слогов в слове ромашка? (ответы детей : три).
- Под ромашкой спрятались насекомые, в названии которых 3 слога. Какие это насекомые? (ответы детей : бабочка, стрекоза, кузнечик, муравей).
- Проверим, правильно ли вы догадались? (Под цветами спрятаны фотографии насекомых.)
10. Итог, оценка деятельности детей.
- Дождь закончился. Насекомые спешат по своим делам… Какой интересный мир насекомых! Правда же! Что вам больше всего понравилось в походе, ребята? (ответы детей) Что нужно делать туристам, чтобы беречь природу? (ответы детей)
- На память о нашем походе я дарю вам наклейки насекомых. Вы можете сделать красивые закладки для книг. На этом наш поход завершен, надеваем рюкзаки и возвращаемся в группу.