Ольга Агафонова
Конспект занятия по рисованию солью «Магический круг, или Волшебная мандала»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Магический круг» или «Волшебная мандала»
(Солевое рисование)
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования (аква + соль, дать представление об Индии, уточнить и обобщить знания о зиме.
Программные задачи:
- продолжать учить детей самостоятельно создавать образ снежинки с использованием нетрадиционных техник рисования;
- учить рисовать снежику, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования
Публикация «Конспект занятия по рисованию солью „Магический круг, или Волшебная мандала“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг. ИЗО, аппликации и поделки из кругов
- Мандала, мандалатерапия
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Соль. Рисование солью
- Темочки
- уточнять и закрепить представления детей о времени года – зиме, расширять представления детей об Индии;
- познакомить с понятием «мандала»;
- развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции;
- познакомить со свойствами соли;
-развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений;
- воспитывать в детях чувство прекрасного, к природе, к родному краю через изобразительное искусство.
- воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
-воспитывать аккуратность при работе с подручным материалом.
Методические приемы:
-информационно-рецептивный (рассматривание; беседа; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя)
- репродуктивный (закрепление знаний и навыков детей)
- исследовательский (развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве)
- эвристический (самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности)
Формировать навыки мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта;
Материалы и оборудование: письмо, шаблоны мандал (картонные листы в форме круга) для детей, акварель, соль, вода, кисточки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а в вашей группе есть любознательные дети? Пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. У меня есть для вас письмо. Хотите узнать, что в нем написано?
Зачитывается письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители далекой Индии. Мы, надеемся, что вы очень любознательны и хотите знать ответы на все вопросы. А знаете ли вы, что такое «мандала»? Если нет, тогда приглашаем вас, совершить путешествие в Индию. У нас вы увидите разнообразные мандалы. Узнаете, что это такое. Создадите мандалу. Её вы увезете домой, на память о путешествии. Ждем вас у нас в гостях. До свидания».
Воспитатель: А полетим мы на необычном виде транспорта, на ковре самолете. Усаживайтесь на ковер. А настроится на полет, для того, чтобы чувствовать себя в небе более свободно и комфортно, нам поможет специальное упражнение на дыхание.
Ну, что, к полету готовы?
Иногда так бывает, когда заходишь в лес делаешь глоток свежего воздуха и почувствуешь головокружение.
Закройте глаза. Наш ковер плавно поднимается вверх, его покачивает из стороны в сторону. По голубому небу плывут белые облака. Одно из них напоминает нам белого пушистого кота, другое похоже на доброго слона, у которого длинный – предлинный хобот, который на самом деле не хобот вовсе, а труба из которой идет дым. Дышится легко, ровно, глубоко… Мы пролетаем над морями и океанами, а сейчас над нами высокие – превысокие горы. Все вокруг залито солнечным светом. Постепенно наш ковер начинает снижаться. Его плавно покачивает вправо, влево. И вот он уже на земле. Открывайте глаза, мы прилетели.
Ребята, вот мы с вами и оказались в далекой Индии. Слайд1 (Индия)
Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.
Мандала на древнем индийском языке обозначает мистический круг или цветок жизни. Слайд 2 (изображение мандал)
Она была придумана примерно 3000 лет назад монахами на севере Индии. Слово «мандала» означает «круг» или «центр». Рисунок мандалы симметричен : обычно представляет собой круг с выраженным центром. В сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: геометрические узоры. Мандалы могут быть созданы человеком так и самой природой. В природе мандала существует везде : от солнца до снежинки. Так, например, клумба в сквере (Слайд 3), радующая глаз – мандала, наша планета Земля (Слайд 4), какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала (Слайд 5) .
А вы видели где-нибудь мандалы? (попросить детей привести примеры)
Мандалу называют волшебной, потому что когда изготавливаешь или пристально разглядываешь мандалу, то начинаешь испытывать тепло (показать мандалы, выполненные в различных техниках) (Слайд 6).
Ребята, давайте рассмотрим мандалу. Рассматривать ее надо медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке.
Все увидели мандалу? Вот мы с вами и увидели Индию, где солнечно и тепло. Скажите пожалуйста, ребята, а где мы с вами живем? Какое сейчас время года? А знаете ли вы, что сегодня последний день зимы. Сегодня я предлагаю вам создать свою мандалу и подарить на прощание Зимушке, чтобы она нас в следующем году порадовала большими сугробами снега, которые мы так любим. Вы со мной согласны?
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони правой руки).
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой
руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).
Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать).
Куда же исчезли снежинки? Куда? (На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать).
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Мелкие потряхивания
расслабленными ладонями). Как видно, ладошки мои горячи.
Воспитатель: А теперь приступим к изготовлению своих мандал.
Рисовать снежинку мы будем с помощью волшебного снега.
Отдельно- я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна (соль)
Воспитатель: Волшебный снег это соль. Воспитатель насыпает соль в баночку каждому ребёнку. Ребята кто из вас знает, что такое соль, и где её используют? Соль это пищевой продукт. Используется в кулинарии. Рассмотрите соль. Она состоит из кристаллов. В ней есть полезные минеральные вещества такие как йод. Поэтому соль полезна, но в меру. Много употребление соли может навредить человеку.
Соль так же имеет и целебные свойства, она убивает микробы. И не даёт портиться продуктам. Поэтому мясо, сало солят на зиму и хранят без холодильника.
Но ещё при помощи соли можно создавать картины. И мы сейчас попробуем это сделать. Давайте порадуем зиму и изготовим ей подарок-мандалу.
(Воспитатель показывает последовательность выполнения работы в технике солевого рисования).
Воспитатель: Вы наверное уже засиделись, давайте немного поиграем.
Физкультминутка.
Морозы детям не беда
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем
Снег пушистый всё летает
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело
Все тропинки замело!
Мы дорожки разгребём
И в снежки играть пойдём.
(Воспитатель приглашает ребят рассмотреть то, что они сделали. Обращает внимание, какие цвета использовались, на аккуратность выполненной работы. Предлагает ребятам придумать название своей мандале).
Ритуал окончания. Подведение итогов.
Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?
Какое задание было для вас интересным?
Вы запомнили, что означает слово «мандала»?
Воспитатель: ну что ж, наше с вами путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Ребята, из путешествий мы всегда привозим какие-либо сладости (спросить у ребят, что они привозят из путешествий). А из нашего путешествия, кроме своих работ вы увезете еще и вот эти сладости, что это? А что напоминает вам это печенье? Его вы заберете с собой и угостите товарищей.
До свидания. Мне было очень приятно с вами подружиться и я надеюсь, что мы когда-нибудь еще с вами встретимся.