Елена Володченкова
Конспект по теме: «Магический круг» или «Волшебная мандала»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей создавать композицию, используя природный материал.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей;
2. Развивать эмоции, образное мышление, фантазию, мелкую моторику;
3. Познакомить с понятия «мандала»;
4. Формировать навыки мышечного расслабления и достижения эмоционального комфорта;
Материалы и оборудование: образцы мандал, письмо, печенье, шаблоны мандал для детей, семена фасоли, подсолнечника, тыквы, пластилин разных цветов.
Публикация «Конспект по теме: „Магический круг“ или „Волшебная мандала“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мандала, мандалатерапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Ход занятия
Основная часть.
Ребята, я знаю, что в вашей группе все дети очень любознательные. Пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. У меня есть для вас письмо. Хотите узнать, что в нем написано?
Зачитывается письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам из далекой Индии. Мы знаем, что вы очень любознательны и хотите знать ответы на все вопросы. А знаете ли вы, что такое «мандала»? Если нет, тогда приглашаем вас, совершить путешествие в Индию. У нас вы увидите разнообразные мандалы. Узнаете, что это такое. Создадите мандолу. Её вы увезете домой, на память о путешествии. Ждем вас у нас в гостях. До свидания.»
Инструкция воспитателя: А полетим мы на необычном виде транспорта, на ковре самолете. Усаживайтесь на ковер. А настроится на полет, для того, чтобы чувствовать себя в небе более свободно и комфортно, нам поможет специальное упражнение на дыхание.
Ну, что, к полету готовы?
Иногда так бывает, когда заходишь в лес делаешь глоток свежего воздуха и почувствуешь головокружение.
Закройте глаза. Наш ковер плавно поднимается вверх, его покачивает из стороны в сторону. По голубому небу плывут белые облака. Одно из них напоминает нам белого пушистого кота, другое похоже на доброго слона, у которого длинный – предлинный хобот, который на самом деле не хобот вовсе, а труба из которой идет дым. Дышится легко, ровно, глубоко… Мы пролетаем над морями и океанами, а сейчас над нами высокие – превысокие горы. Все вокруг залито солнечным светом. Постепенно наш ковер начинает снижаться. Его плавно покачивает вправо, влево. И вот он уже на земле. Открывайте глаза, мы прилетели.
Ребята, вот мы с вами и оказались в далекой Индии.
Дети подходят к столу, на котором располагаются всевозможные мандалы и рассаживаются вокруг.
Мандала на древнем индийском языке обозначает мистический круг или цветок жизни. Она была придумана примерно 3000 лет назад монахами на севере Индии. Слово «мандала» означает «круг» или «центр». Рисунок мандалы симметричен : обычно представляет собой круг с выраженным центром. В сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: геометрические узоры. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. В природе мандала существует везде : от солнца до снежинки. Так, например, клумба в сквере, радующая глаз – мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала.
Кто, понял, что такое мандала? (попросить детей привести примеры)
Мандалу называют волшебной, потому что когда изготавливаешь или пристально разглядываешь мандалу, то начинаешь испытывать тепло (показать мандалы, выполненные в различных техниках).
Ребята, давайте рассмотрим мандалу. Рассматривать ее надо медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке.
Кто смог увидеть мандалу? Сегодня я предлагаю вам создать свою мандалу.
Для мандалы мы возьмем круг – заготовку и пластилин. Для начала мы прикрепим к своей мандале пластилиновые круги разных цветов, на которые будем крепить узор. Аккуратно раскатываем длинный пластилиновый столбик, слегка прижимаем и равномерно накладываем на край мандалы. У нас получился большой круг. Аналогично лепим средний круг. Теперь раскатаем из пластилина небольшой шар, сплющим его на доске и прижимаем к центру нашей мандалы.
Отгадайте загадки и узнаете, чем мы будем украшать наши мандалы.
1. Очень вкусная она,
Рыжий цвет и так нежна,
Можно кашу делать тоже.
Не найти ее вновь краше.
Пусть тяжелая, большая,
Радуемся, все ее срывая.
Есть на грядке, угадаем,
Дружно хором называем. (тыква)
2. Желтое солнышко стоит на ножке,
В нем много черненьких домов,
А сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов. (подсолнух)
3. Ноты две: и «Фа», и «Соль», Были спрятаны в …. (фасоль)
Украсьте ваши мандалы семенами.
В Индии очень жарко, а что дает нам тепло, что так греет?
Упражнение «Солнечные зайчики»
Инструкция воспитателя: мандала означает «круг», давайте встанем в круг. Ребята, что напоминает вам мандала? А еще она похожа на солнышко, давайте поиграем в игру, которая называется «Солнечные зайчики». Все дети «солнечные зайчики». А один из ребят встанет в середину круга – он будет исполнять роль «солнышка». «Солнышко» по очереди дотрагивается до каждого из ребят, до «солнечных зайчиков» и каждый из них дарит «солнышку», какое – либо ласковое слово. А после того, как «солнышко» дотронется до всех ребят, оно должно вспомнить все те добрые и ласковые слова, которые сказали дети. В роли солнышка должны побывать все дети.
Воспитатель приглашает ребят рассмотреть то, что они сделали. Обращает внимание, какие цвета использовались, на аккуратность выполненной работы. Предлагает ребятам придумать название своеймандале. Забрав домой, оформить ее в рамочку.
Заключительная часть
Ритуал окончания. Подведение итогов.
Инструкция воспитателя: ну что ж, наше с вами путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Ребята, из путешествий мы всегда какие – либо сладости (спросить у ребят, что они привозят из путешествий). А из нашего путешествия, кроме своих работ вы увезете еще и вот эти сладости, что это? А что напоминает вам это печенье? Его вы заберете с собой и угостите товарищей. Сюда мы летели на ковре – самолете и возвращаться будем не совсем обычным способом.
Добраться до дома поможет нам «волшебный туман». Путешествие было долгим, и вы устали, ложитесь на ковер, вот туман уже опускается на нас, окутывает все вокруг.
Релаксация «Туман»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы с туманом улетаем…
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело. (2 раза)
Мы на облаке тумана
Пролетим над океаном…
Мы над Африкой сейчас…
Руки теплые у нас. (2 раза)
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко(2 раза)
(длительная пауза)
Мы в тумане отдыхали,
Снов волшебным засыпали.
Хорошо там отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем
Потянуться, улыбнуться!
Туман рассеялся и мы с вами оказались в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?
Какое задание было для вас интересным?
Вы запомнили, что означает слово «мандала»?
Заключительное слово воспитателя: ребята, забирайте ваши волшебные мандалы, подарите родителям и расскажите, куда вы сегодня путешествовали. До свидания. Мне было очень приятно с вами подружиться и я надеюсь, что мы когда-нибудь еще с вами встретимся.