Кристина Колесникова
Конспект занятия по теме «Ложь из страха в младшем школьном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие проводится с детьми, которые лгут по причине недоверия к родителям, из страха, что их накажут. Занятие направлено на гармонизацию отношений в паре ребенок-родитель.
Цель: формирование доверительных отношений между ребенком и родителем.
Задачи:
• диагностика детско-родительских отношений
• разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу
• повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков
• способствовать установлению и развитию отношений партнерства родителя с ребенком
Публикация «Конспект занятия по теме „Ложь из страха в младшем школьном возрасте“» размещена в разделах
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• формирование навыков сотрудничества с ребенком
• эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт
Вступление
Здравствуйте, я сегодня очень рада вас всех видеть вместе. Сегодня наша встреча посвящена одной из важнейших тем. Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык, как сделать так, чтобы вы с ребенком понимали друг друга без слов.
Перед началом занятия участникам предлагается нарисовать «Семейную социограмму»
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
(первичная диагностика)
Ритуал приветствия
«Здравствуйте!» по очереди
Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным, здравствуйте!»,
Разминка
Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Основное содержание занятия
Упражнение "Договорись взглядом" (5 мин.)
Инструкция: сейчас каждый из вас мысленно выберет себе партнера. Вам нужно будет договориться с ним глазами и одновременно встать со стульев (или поменяться местами, если участники не сидят, а стоят в кругу). Помните, пожалуйста, что кивать головой, подмигивать, махать руками запрещается.
Примечание ведущему: если упражнение идет легко, то после его завершения можно просто предложить обобщить, какие наши действия способствуют установлению контакта. Однако, довольно часто в группе есть дети, которые не могут включиться в эту игру. В этом случае игра приостанавливается, и анализ проводится сразу.
Упражнение «Игра без правил»
С помощью фразы «Я люблю, когда ты.» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера и т. д.).
Упражнение «Ежик»
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубок и сохраняет это положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. Затем участники меняются ролями.
Упражнение “Мигалки” (5 мин.)
Инструкция: вам нужно разбиться на пары. Один человек из пары садится в круг, другой встает за его стулом. Руки у стоящих спрятаны за спиной. Перед одним из стоящих – пустой стул, это – водящий. Задача водящего – переманить к себе кого-нибудь из сидящих, подмигнув ему. Задача стоящих участников игры – удержать своего седока, положив руки ему на плечи. Если седок все-таки перебежал, то прозевавший становится водящим. Через некоторое время вы поменяетесь ролями.
Рефлексия
В конце занятия участникам предлагается нарисовать «рисунок семьи»
(эту методику, также предлагают и родителям)
Диагностическая процедура
Для исследования необходимы: лист белой бумаги, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.
(контроль динамики изменения)
Ритуал прощания
Упражнение "Аплодисменты по кругу"
Ведущий начинает:
– Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т. д.
Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Также должны проводиться индивидуальные занятия с родителями и другими членами семьи ребенка.