Раиса Беляцкая
Технология организации игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
[Игровая педагогическая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по отбору, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществление самой игры, подведение итогов, результатов игровой деятельности.
Актуальность игровой технологии обусловлена тем, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Ребёнок начинает развиваться в процессе игры, а в дальнейшем – обучаться играя.
Публикация «Технология организации игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Игровая технология кроме выше перечисленных критериев должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе дошкольников, создавая ребёнку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребёнка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Цель игровой технологии -не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Целевые ориентации игровых технологий : дидактические (расширение кругозора,
познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков,
развитие трудовых навыков, Воспитывающие (воспитание самостоятельности,воли,сотрудничества,коллективизма,коммуникативности).
Целевые ориентации игровых технологий : Развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации к учебной деятельности, Социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция).
Задачи игровых технологий : Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение её результативности.
Сделать воспитательный процесс управляемым.
Методы:связанные с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей действительности (наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы, инсценировки литературных произведений); способствующие становлению и развитию игровой деятельности (непосредственное участие воспитателей в игре, игра с одним ребёнком, оказание помощи путём предложений, подборка игрового материала, беседы по поводу замысла игры, её развития);
связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрывание построек.
Приё мы: Прямые (внесение атрибутов, переключение внимания на другую игровую ситуацию, взятие на себя роли в ходе игры, занимательность). Косвенные (подготовка к игре, чтение и заучивание стихов, целевые прогулки, заучивание стихов, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, картин).
Формы работы: Дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные
Игры-драматизации
Словесные игры
Пальчиковые игры
Развлечения, инсценировки, показы
Игровые ситуации
НОД
Направления реализации игровых приёмов : Организация предметно-развивающей среды- обогащение содержания игр
Формирование предметных способов игровых задач
Развитие самостоятельности
Побуждение к взаимодействию в игре- постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
От индивидуальной игры к игре в группе сверстников
Игровые технологии в образовательном процессе младшей дошкольной группы : «Звучащие картинки». Автор: Т. Холодова, О. Брагина
«Игра-изображение». Автор: З. Е. Агронович
«Развитие речи в свободной деятельности». Автор: О. С. Рудик
«Дидактическая юбка». Автор: Л. Касаткина, восп. МДОУ № 1 Белг. обл.
«Волшебное дерево». Автор: Шестакова О. В., восп. МДОУ № 19 «Светлячок»
Технология «Дидактическая юбка»
В ходе реализации данной технологии педагог становится не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом действий с предметами. В процессе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает внимание взрослого и его участие в действиях ребёнка, новые способы действий с предметами.
Юбка служит не только пособием для сенсорно-моторного развития, но и помогает ребёнку приобрести необходимые навыки самообслуживания, помогает собрать вокруг себя детей и увлечь их игрой. Юбка развивает: положительные эмоции, способы адаптации детей, развивает дружелюбие.
Достоинства игровой технологии : Одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому процессу практически у всех детей группы.
Игра мотивирует, стимулирует, активизирует познавательные процессы детей.
Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.
С помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.