Куликова Ольга
Конспект занятия по теме «Космическое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о космосе.
Задачи:
Образовательные области:
Физическая культура
Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Формировать выразительность движений, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Здоровье
Уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Безопасность
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Закрепить знания правил безопасности при проведении опытов.
Социализация
Публикация «Конспект занятия по теме „Космическое путешествие“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивать творческое воображение. Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Воспитывать умение сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Труд
Воспитывать чувство уважения к профессии космонавта. Закреплять умение добросовестно выполнять обязанности дежурного.
Познание
Расширять знания детей о космических объектах (планеты, кометы, метеориты, солнце, звезды,телескоп, а также представления детей о свойствах воздуха. Закрепить начальные представления о строении солнечной системы: в центре находится Солнце, а вокруг него вращаются девять планет.
Совершенствовать умение составлять число из двух меньших и соотносить количество предметов с цифрой. Развивать умение складывать силуэт ракеты из геометрических фигур по образцу.
Коммуникация
Совершенствовать речь, как средство общения. Активизировать словарь детей : звезда, планета, названия планет Солнечной системы, карта солнечной системы; космический корабль, космонавт, спутник, скафандр. Учить подбирать однокоренные слова и прилагательные – антонимы.
Чтение художественной литературы
Пополнить литературный багаж детей загадками.
Предварительная работа:
• Посещение планетария
• Чтение книг о космосе : Н. Носов «Незнайка на Луне»; Удивительный космос (энциклопедия с окошками); Космос о звездах, планетах, космических путешествиях; Космос моя первая энциклопедия; подбор литературы о космосе и картинок.
• Изготовление солнечной системы, изготовление шлемов, оформление выставки детских работ.
• Подбор картинок слайдов, музыки. Запись звонка.
Материалы и оборудование:
• Демонстрационные: солнечная система, инопланетянка Ли-Ли, рисунок ракеты, духи пробник, апельсин, чеснок, нитка, скотч, воздушный шар, трубочка от коктейля, слайды с картинками о космосе, музыка, запись звонка.
• Раздаточные: схема ракеты, игра «Танграм», звезды, пакеты, планеты, шлемы.
Ход занятия.
Вводная часть.
В: Ребята, отгадайте загадку.
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный. Темный,
И необычайный.
В нем живут Вселенные,
Необыкновенные.
Д: Это космос.
В: Правильно ребята, это описание космоса.
В: Ребята, а кто знает какое сегодня число и месяц?
Д: 12 апреля.
В: А какой сегодня праздник отмечает наша страна?
Д: День космонавтики.
В: Как, вы уже, наверное догадались, сегодня мы с вами будем говорить о космосе.
Основная часть.
В: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки. Если вы правильно их отгадаете. То мы узнаем, что еще можно встретить в космосе, и отгадка появится на экране.
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты освещает.
От других звезд защищает…. (Солнце)
В: Правильно, это Солнце посмотрите на экран.
На небе ночью мы сияем
Сверкаем, словно огоньки.
Всех красотой мы удивляем
Хотя от вас мы далеки…. (Звезды)
Ребята, а как называется профессия человека, который изучает звезды?
Д: астроном.
В: А где работает астроном?
Д: В обсерватории
В: А как, называется прибор, который увеличивает изображение звезд?
Д: телескоп
В: Молодцы посмотрите на экран, вот так первые астрономы наблюдали за звездами. Это наиболее простые телескопы. И посмотрите, какие сейчас мощные телескопы. А зачем нужны такие мощные телескопы?
Д: дальше видеть, лучше рассмотреть.
В: Молодцы. Следующая загадка.
Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки.
Промелькнут года и дни.
Но не встретятся они…. (Планеты)
В: Ребята, а планеты сталкиваются в космосе?
Д: Нет. У каждой планеты своя дорожка орбита.
В: Молодцы правильно посмотрите на экран.
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ясных звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной …. (Комета)
В: Молодцы правильно посмотрите на экран.
Почти что со скорость света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит.
Небесный, космический…. (Метеорит)
В: Молодцы правильно посмотрите на экран
Ребята, а на чем можно полететь в космос?
Д: На ракете.
В: Ребята, а кто построил первую ракету?
Д: Конструктор Королев.
В: Правильно (посмотрите на экран) Сергей Павлович Королев. А кто первыми из животных посетили космос?
Д: Собаки Белка и Стрелка.
В: Правильно (посмотрите на экран)
В: Ребята, кто был первым космонавтом планеты?
Д: Юрий Гагарин
В: Правильно (посмотрите на экран) Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт, облетевший вокруг Земли. Ребята, а как вы думаете легко быть космонавтом?
Д: Нет
В: А почему вы считаете, что нелегко?
Д: проходят отбор, далеко от близких, надо много знать и уметь ит. д.
В: Ребята, а вы играть любите?
Д: Да
В: Давайте поиграем в игру «Наоборот».(встали) Космонавт должен быть :
Трусливый - смелый
Слабый - сильный
Маленький - большой
Толстый - тонкий
Старый - молодой
Злой - добрый
Медлительный - быстрый
Грустный - веселый
В: Из перечисленных нами слов выберите те качества, которыми должен обладать настоящий космонавт.
Д: Он должен быть: добрым, сильным, быстрым, веселым, молодым, смелым.
В: Молодцы.
(Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку. «Алло. Здравствуйте. Я вас слушаю. Да, это детский сад. Мы постараемся вам помочь»). Ребята, нам звонили из обсерватории, и просили о помощи. В космосе планеты сошли со своих орбит. Нужно их вернуть на свои места. Вы согласны помочь?
Д: Да
В: Тогда мы отправляемся в космическое путешествие! Займите свои места. По схеме, лежащей на столе, из геометрических фигур мы построим то, на чем полетим в космос. Приступили к работе. (Дети выкладывают ракеты с помощью игры «Танграм»)
Все построили?
Д: Да
В: А что вы построили?
Д: Ракету
В: Молодцы. А что нам нужно еще чтобы выйти в открытый космос?
Д: Шлемы, скафандры
В: А зачем нам нужны гермошлемы?
Д: В космосе нет воздуха. А нам нужно дышать.
В: Правильно в космосе нет воздуха, там безвоздушное пространство, там невесомость.
В: Одеваем гермошлемы. Построились для полета.
Физкультминутка
Ждут нас быстрые ракеты (шаг на месте)
Для прогулки по планетам
На какую захотим-
На такую полетим.
Правое крыло вперед (правая рука вперед)
Левое крыло вперед (левая рука вперед)
Руки в стороны
В полет отправляет нас пилот (качаем крылья)
Ветер дует, задувает (качаем руками)
И пропеллер наш вращает (вращаем руками)
Ах, какая красота (повороты из стороны в сторону и смотрим в даль)
Не страшна нам высота (руки в вверх и прыжок в вверх)
В: Ну вот мы с вами и прилетели. Выходим в открытый космос. (дети делают видимость полета дети выстраиваются у фланелеграфа полукругом)
Посмотрите, ни одной нет планеты. Все планеты вот здесь. Для того чтобы их вернуть на свои места надо сосчитать синие и красные звезды вместе. Полученное число соответствует месту планеты на орбите. Пожалуйста, выберите себе планету, переверните ее и считаем. Кто сосчитал? На какой орбите живет твоя планета?
Д: на 5
В: Как, получилось число 5. (ребенок проговаривает пример 4красных звезды и одна синяя будет 5)
(Аналогично проговаривается с каждым ребёнком). Молодцы. А теперь давайте вспомним название планет.
По порядку все планеты,
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
В: Сколько планет вращается вокруг солнца?
Д: 8
В: Молодцы все планеты вернулись на свои орбиты. А мы возвращаемся к нашим ракетам, летим домой. (Звучит космическая музыка, изображая полет, дети идут к своим местам) вот мы и вернулись с вами в детский сад. Снимаем шлемы.
Раздается звонок. «Здравствуйте. Мы очень рады, что смогли вам помочь. Можем ли мы принять
гостя? Да мы рады гостям. Хорошо. Ждем вашего гостя. Ребята у нас ожидает таинственный гость.
В: Ребята познакомьтесь с гостем это ЛИ-ЛИ житель планеты Лазурная. Гуляя в космосе со своей семьей их осветил яркий свет и ЛИ-ЛИ потерялась. И она не знает, на какую планету она сейчас попала? На какую планету попала ЛИ-ЛИ ребята?
Д: На планету Земля.
В: Она спрашивает, а почему у себя на планете она летает, а у нас ходит?
Д: В космосе нет воздуха и поэтому там невесомость, она летает. А у нас на планете есть воздух и нет невесомости, вот поэтому мы не летаем и у нас есть земное притяжение.
В: Ли-Ли спрашивает, а что такое воздух?
Ребята давайте мы расскажем и покажем Ли- Ли, несколько опытов?
Д: Давайте.
В: Что мы знаем о воздухе?
Д: Мы дышим воздухом. Он невидимый, не пахнет, не имеет вкуса.
В: Ребята вы сказали, что воздух невидим. Воздух это великий невидимка. Его никто не замечает, но без воздуха не было бы жизни на нашей Земле. Воздухом дышат растения, и животные и мы с вами не можем жить без воздуха. Давайте, покажем ЛИ - ЛИ как мы дышим. Руки положим на живот вдох - втянули живот, выдох - надули живот. А хотите поймать невидимку воздух?
Д: Да
Опыт 1.
В: Я даю вам пакеты, а вы ими попробуйте поймать воздух. Раскройте пакет и сделаете несколько волнообразных движений. Потом быстро закрываете пакет. Что мы видим?
Д: Пакет надулся.
В: Что у вас внутри пакета?
Д: Воздух.
В: Молодцы, правильно. Видишь Ли - ли воздух невидим, но мы его можем поймать.
ЛИ - ЛИ: Ой, как интересно.
В: Давайте выпустим невидимку. Открываем пакет.
Опыт 2.
В: Вы говорили, что воздух не имеет запаха, да он действительно не пахнет. А хотите поиграть в игру «Узнай по запаху»
Д: Да
В: Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте. (Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, духов, чеснока). Какой запах вы чувствовали?
Д: Ответы детей.
В: Имеет ли свой запах воздух?
Д: Нет.
В: А что может делать воздух?
Д: Воздух может передавать запахи.
В: Молодцы правильно. Воздух передает запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать.
Опыт 3.
В: Ребята, наш невидимка может совершать чудеса. Хотите запустить звездолет?
Д: Да
Для этого нам потребуется:
- воздушный шарик
- пластиковая трубочка
- скотч
- толстая нить
План работы:
1. Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.
2. Попросите кого-нибудь вам помочь - продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.
3. Скотчем прикрепите трубочку к шарику. Начинаем обратный отсчет. 5,4,3….
4. Теперь отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.
В: Почему ребята полетел наш звездолет?
Д: Освобождаясь из шарика воздух, толкает наш звездолет.
В: Молодцы правильно. Ребята, что же мы узнали о нашем невидимке воздухе? Какой бывает воздух?
Д: Он невидимый и без запаха.
В:А что может делать воздух?
Д: Он может передавать запахи и может двигать предметы.
В: Ну а теперь нам нужно попрощаться с нашей гостьей. Ли -Ли если тебе понравилось у нас в гостях, мы тебя приглашаем, прилетай к нам в гости еще, мы расскажем и покажем тебе много интересного. ЛИ-ЛИ сказала, что ей очень понравилось, и она обещала прилететь к нам в гости. А мы с вами возвращаемся на свои места.
Заключительная часть.
В: Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?
Д: Да
В: Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были, что делали, что видели?
Д: Ответы детей.
В: Молодцы. Ребята, у меня есть для вас сюрприз. Работники обсерватории очень благодарят вас за помощь и хотят, чтобы вы выросли крепкими и здоровыми, на память о сегодняшнем нашем путешествии дарят вам витамины. На этом наше путешествие закончилось.