авв
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Жизненный путь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Истоки»
«Жизненный путь»
Организованная образовательная деятельность проводится совместно с родителями на основе книги 2 для развития детей 6-7 лет «Напутственное слово» (часть вторая).
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: Формирование у детей представления о жизненном пути.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе „Жизненный путь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Традиции слова». Подвести детей к пониманию того, что жизненный путь человека начинается в раннем детстве и заканчивается в глубокой старости. Необходимо стремиться прожить жизнь достойно и честно, чтобы люди о тебе вспоминали добрым словом.
- Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Развивающие :
- Развивать желание у детей взаимодействовать со взрослыми: интересоваться наиболее значимыми событиями в жизни близких и родных.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание быть похожими на своих родителей, бабушек, дедушек в выборе жизненного пути.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма организации детей на занятии : подгрупповая
Форма проведения: традиционная с элементами игровой деятельности
Предварительная работа:
Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе прочитанных произведений и личного опыта детей. Чтение русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна - Сокола» (стр. 21-32, притчи «Старик и яблоня» (стр. 33, заучивание пословиц и поговорок о жизненном пути (стр. 20) в книге 2 «Напутственное слово».
Методы и приемы:
- мотивационно-ориентированного этапа занятия : краткая беседа; целеполагание;
- поискового этапа: проблемные вопросы к детям; работа по произведениям книги для развития; работа с пословицами; актуализация собственного опыта детей;
- практического этапа: выполнение задания в книге для развития; ресурсный круг (работа в микрогруппах).
Ход образовательной деятельности:
Открытый вход в занятие.
1. Введение в проблемную ситуацию (мотивационно-ориентированный этап).
Дети заходят под песню Ю. Энтина «Дорогою добра». На экране мультимедиа изображение разных дорог (пешеходная, железнодорожная, водная). Воспитатель обращается к детям:
- Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать.
- А еще есть путь, который увидеть нельзя, но все люди обязательно его проходят. Как он называется? (это жизненный путь человека).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, сегодня на занятии мы с вами поговорим о жизненном пути.
2. Поисковый этап.
- Вспомните, в какой сказке, с которой мы недавно познакомились,
- главная героиня преодолела большой, трудный путь, чтобы найти и спасти своего любимого человека. («Перышко Финиста Ясна-сокола») (Картинка из сказки на мультимедиа)
- Чем путь-дорога, которую прошла Марьюшка в поисках Финиста Ясна-сокола напоминает жизненный путь каждого человека? (В жизни нужно проявлять терпение, доброту, беречь любимых людей, быть честными, верными).
А сейчас давайте вспомним притчу о «Старик и яблоня». Дети драматизируют притчу «Старик и яблоня».
Воспитатель говорит слова автора, дети обыгрывают роль дедушки и 2 внуков.
Наступила осень. Позвал дедушка внуков в сад. Взял с собой лопату и маленькую яблоньку. Посадил дед яблоньку и говорит внукам:
-Вырастет яблонька и будет кормить вас золотыми яблочками.
Внуки спрашивают: Дедушка, а скоро ли яблочки вырастут?
-Не скоро, внучата, вы же совсем большими станете, я уже не успею попробовать золотых яблочек, - отвечает дедушка.
-Зачем же ты, дедушка, эту яблоньку посадил, если ты даже яблочек ее не попробуешь? – удивились внуки?
Улыбнулся дедушка:
-За свою жизнь я скушал немало яблочек, посаженных для меня моим дедом. Теперь, в свою очередь, я сажаю деревья для своих внуков.
Вот так позаботился дедушка о своих внуках.
- Как в притче «Старик и яблоня» раскрывается смысл жизни человека – прожить жизнь достойно? (Надо заботиться о будущем, стараться делать добрые дела, чтобы оставить о себе добрую память).
Прочитайте, пожалуйста, стихи о том, как нужно жить. (ребенок читает стихотворение из книги для развития речи «Напутственное слово»)
Чтоб достойно
Жизнь прожить,
Надо верить
И любить.
И с надеждой
Благодарно
Добрые дела
Свершить.
- Какие вы знаете пословицы о жизненном пути? («Жизнь прожить – не поле перейти», «Жизнь дана на добрые дела», «Не годами старость красна, а делами»). Как вы их понимаете?
Педагог обобщает высказывания детей. Предлагает детям обратить внимание на экран. (показ картинок, иллюстрирующих жизненные события)
- Жизненный путь человека складывается из важнейших событий его жизни. Назовите, какие важные жизненные события вы знаете (рождение, крещение, учеба, обучение профессии, служба в армии, создание семьи, воспитание детей, трудовая деятельность, забота о внуках)
3. Практическая деятельность детей.
Работа с книгой для развития «Напутственное слово», с. 34. (мультимедиа)
- Рассмотрите иллюстрации. Каждому жизненному этапу соответствует иллюстрация (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
Какой этап жизни изображен на 1-й иллюстрации, 2-й, 3-й. и т. д. Молодцы, вы правильно назвали все этапы жизненного пути каждого человека. А сейчас хотите поиграть?
Дидактическая игра «Жизненный путь». На стене изображение жизненного пути (в виде длинной дороги, вдоль которой растут яблони в разных стадиях роста – от саженца до дерева с плодами). На столах лежат изображения членов семьи: младенец, ребенок, подросток (отрок, папа и мама, бабушка и дедушка.
-Вот это – наша семья. Представьте, что вся семья идет по этой дороге. Каждый жизненный этап можно сравнить с растущим деревом. Начало жизненного пути – это первый росточек, маленький и неокрепший. Как растет и крепчает дерево, так и ребенок вырастает, становится взрослым человеком, а накопленный жизненный опыт, добрые дела, служение своему Отечеству – это спелые плоды нашей яблоньки. Расставьте фигурки людей там, на каком жизненном этапе, по вашему мнению, находятся сейчас все члены семьи (дети выполняют задание).
- Чей жизненный путь длиннее? (ваш или ваших младших сестер или братьев; ваших родителей или ваших бабушек и дедушек? У кого самый длинный жизненный путь). Вы справились с заданием, молодцы.
Физминутка «Вместе весело шагать».
Ресурсный круг «Жизненный путь»
1. Подготовительный этап. (стоя в кругу после физминутки)
Воспитатель настраивает детей на тему разговора.
-У каждого человека свой жизненный путь. Он начинается в раннем детстве и заканчивается в глубокой старости. Сколько добрых дел совершают наши дедушки и бабушки. Они мудрые люди, всегда готовы с нами поделиться советом. Сегодня у нас есть уникальная возможность узнать о жизненном пути наших родных и близких. Наши мамы, папы, бабушки пришли к нам в гости и сейчас расскажут вам о том, как сложился их жизненный путь.
2. Работа в микрогруппах.
Воспитатель предлагает детям объединиться в микрогруппы, в каждую приглашаются взрослые. Взрослый рассказывает о своем жизненном пути в микрогруппе.
3. Основной этап.
По окончании работы взрослые образуют внешний круг, а дети – внутренний. Педагог спрашивает детей:
- Каким вы представляете свой жизненный путь?
Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор ведется по кругу. В случае затруднения взрослый оказывает помощь ребенку своей микрогруппы.
- Примерный ответ ребенка: Когда я подрасту, я пойду в школу, потом в институт и буду хорошо учиться. Потом пойду в армию, как папа, и буду защищать нашу Родину. А потом стану полицейским. Я буду помогать людям, защищать их.
- Когда я вырасту, у меня будет большая семья, много детей. Я буду работать и помогать своим маме и папе.
- Когда я закончу школу, я буду учиться дальше и стану учителем (продавцом, врачом). Я хочу, чтобы люди не болели, буду заботиться о них, лечить.
Воспитатель хвалит детей, обобщает ответы.
- Каждый человек стремится пройти свой жизненный путь достойно и оставить добрый след.
4. Заключительный этап. Рефлексия. (Дети и взрослые выходят в большой круг).
- Что вам больше всего запомнилось в нашем сегодняшнем разговоре?
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать, чтобы прожить достойно.
Затем продолжают родители:
- Каждый из нас своей жизнью показывает верность своей семье, людям, Родине, показывает пример служения Отечеству.
-Одни служат Отечеству, защищая его от врагов.
- Другие служат Отечеству, когда трудятся на благо своей семьи, других людей.
-Мы, взрослые, надеемся, что ваш жизненный путь будет добрым.
-Впереди у вас долгая и счастливая жизнь, много интересных путей и дорог ждет вас впереди. Хочется пожелать всем: доброго пути вам.
Один из родителей читает стихотворение К. Романова из книги для развития речи «Напутственное слово» :
-Будь же верен ты преданьям
Доброй, простой старины;
Будь же ты всегда упованьем
Нашей родной стороны!
С верою твердой, живою
Честно живи ты свой век!
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек!
Бабушка (мама) одного из детей угощает их яблоками со словами-пожеланиями: «Будь добрым, хорошим защитником, честным, умным, люби своих близких, будь хорошим другом и т. д.
Дети становятся полукругом и исполняют (вместе с присутствующими взрослыми) песню Ю. Энтина «Дорогою добра» (1-й и 3-й куплеты) и выходят из зала.