Гюзель Щегалева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Чудо-дерево. Семья, родственники, род»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по социально –коммуникативному развитию.
Тема «ЧУДО-ДЕРЕВО»
Программное содержание
1. Раскрыть понятия «семья», «родственники», «род».
2. Формировать умение составлять генеалогическое древо.
3. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Чудо-дерево, Семья, родственники, род“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
4. Воспитывать чувство долга и внимания к ближним.
Словарная работа: род, родители, родственники, генеалогическое древо:
Демонстрационный и раздаточный материал: схема генеалогического древа, на каждого ребенка, презентация, мультимедийная установка, шаблоны птиц.
Ход занятия
Организационный момент:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: «Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении послушайте пожалуйста стихотворение.
Воспитатель зачитывает стихотворение:
1. Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
А сейчас ребята, я приглашаю вас сесть за столы.
Ребята, а что такое семья?
(ответы детей)
Давайте посмотрим на фотографии, где изображены семьи.
(1 слайд)
Эта фотография сделана очень давно, и видимо этих людей уже нет с нами. Но это тоже чьи-то родственники. Посмотрите, как много разных членов семьи здесь изображено. В старину, в основном семьи были большими, все жили вместе, в одном доме.
(2слайд)
В настоящее время семьи поменьше, и многие из вас живут отдельно от бабушек и дедушек.
Но каждый из нас должен знать и помнить своих родственников.
(3-слайд)
С давних времён существовал обычай вести свою родословную Родословная- слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Сегодня мы с вами попробуем составить родословную семьи Ивановых, изображенных на этом рисунке.
В этом нам поможет вот такое дерево семьи, а ещё его называют генеалогическое древо (так в старину называли слово дерево-древо).
Перед нами генеалогическое древо, где отображены родственные отношения этой семьи, их история рода. Отсюда и пошло слово - родственник, родители.
- Давайте рассмотрим внимательно это необычное дерево. У дерева есть крепкие, глубокие корни, и на самых первых, крепких ветках изображены:
- Это дедушки и бабушки, самые старшие члены семьи.
- Крепкий, высокий ствол, а от него влево и вправо отходят ветви: на них расположены ваши любимые мамы и папы.
- А на вершине дерева, на самых ее молоденьких веточках находимся вы и ваши братья и сестры. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи. Скажите, почему, как вы думаете?
Рассуждения детей.
Воспитатель. Правильно! Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи — бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их, за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья. Но посмотрите внимательно, со стороны папы есть ещё один член семьи. Как вы думаете, кем он будет для папы? (ответы детей).
Да это папин брат. А кем он будет приходиться, мальчику? (дядей)
Посмотрите внимательно, а от дяди мальчика уходит вверх стрелочка и изображена фотография, кем же приходится этот мальчик папиному брату?
(сыном, а какие родственные связи между этими двумя мальчиками,кем они приходятся друг другу (двоюродными братьями).
Перед вами на столах лежат картинки с изображением людей старшего и младшего поколения, расположите их по старшинству на вашем древе семьи.
Работа детей с картами без опоры на образец
(4-слайд).
Анализ работы с использованием презентации.
Воспитатель: Ребята, давайте теперь проверим, как вы справились с заданием.
Дети рассматривают свои генеалогические деревья. Ребята, посмотрите, картинки выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколения: поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей. Ребята, а мне хотелось бы узнать о ваших семьях, с кем вы живёте, как зовут ваших родителей бабушек и дедушек, родных сестёр и братьев.
Физкультурная пауза
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (прыгают на месте)
Вас могу пересчитать; (считают пальчиком)
Папа, мама, брат, сестра, бабушка и дедушка, (показывают ладошкой)
Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)
Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)
Вот и вся моя семья. (Хлопают)
Ребята, издавна на Руси дома людей охранялись оберегами.
Давайте рассмотрим некоторые из них
Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства.
Куклы-Обереги, поставленные в доме выше головы людей, охраняли семью от ссор, болезней и темных сил.
Веник, выметает ссоры из избы.
Я предлагаю вам сделать свой оберег вашим семьям, который называется Птицей счастья, и пусть он принесёт мир, добро и благополучие в ваши дома и семьи.
Дети выполняют работу.
Ребята а теперь встаньте в круг. Вы сегодня молодцы, мне было очень приятно общаться с вами, и мне хотелось бы пожелать вам и вашим семьям, здоровья, счастья, и на память хотела бы подарить частичку своего тепла и добра, которые я вложила в эту птицу счастья, и пусть она живёт в вашей группе, ведь вы тоже все вместе являетесь одной большой, дружной семьёй.