Пяк
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мы на Севере живем, вместе всё мы узнаём»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Мы на севере живём, вместе всё мы узнаём»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.
Задачи:
1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Мы на Севере живем, вместе всё мы узнаём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.
Материал и оборудование: Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, национальная одежда, ленточки, изготовленное дерево, чум, фуражка капитана самолета, музыкальное сопровождение «Тема полёта», «Ненецкие напевы», видео «Северное сияние».
Ход занятия:
Минутка вхождения в образовательную деятельность.
Звучит музыкальная запись «Вам письмо»
В: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Здесь написано «Детям группы «Гномики», а прислали его с Крайнего Севера. Прочитаем, что здесь написано? Читаем: «Здравствуйте, милые дети! Мы живём на Крайнем Севере нашей Родины. Вокруг нас тундра. Мы приглашаем вас в гости к нам, на Север, в тундру, где вы познакомитесь с жителями этого удивительного края, узнаете много интересного о жизни на Севере. Мы очень вас ждем! С уважением, жители Севера»
В: Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
В: Какой транспорт быстрее всего доставит нас на Север? (Самолет) А вот и наш самолет!
В: Прошу всех пройти на борт нашего самолета. Садитесь поудобнее, Пристегните ремни безопасности. Капитан желает вам приятного полета. Держим курс на Крайний Север. (М/с «Тема полёта»). Летим.
В: Вот мы подлетаем к Крайнему Северу. Что вы можете видеть сверху? (снег, лёд). А лес видно (ответы детей)
В: На крайнем Севере очень холодно. Там долгие суровые зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь.
В: Внимание, наш самолет приступает к снижению. (Летим на стульчики). Приземлились. Это тундра – снежная равнина.
В: А вот нас встречают Едэйне и Еля. Посмотрите на них. Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Как вы думаете, почему?
Д: Потому что Крайний Север -это их родной дом.
В: Живут они в тундре в домах, похожих на палатки, Как называются эти дома? (Чум). Чум делают из жердей, а сверху покрывают сшитыми оленьими шкурами, а летом –сукном. Чум хорошо защищает от ветра и холода, легко собираются и разбираются.
(Внимание детей обращается на наглядный материал (чум).
В: А сейчас, ребята я предлагаю вам поставить чум, только маленький. (аудиозапись Ненецкие напевы).
В: Как вы думаете, для чего нужно, чтобы чум легко разбирался и собирался? (Предположения детей) Жителям Севера это нужно для того, чтобы переезжать с места на место.
В: Трудна жизнь у оленеводов, они подолгу пасут в тундре оленей в любую погоду, и зимой и летом. Оленеводы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха, и сами вслед за ними переезжают вместе с чумом. Как вы думаете, зачем жителям Севера нужны олени? Какая от них польза? (Ответы детей).
А еще северные олени – отличное средство передвижения. Для езды жители Севера запрягают в сани (нарты) по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой. Показ наглядного материала (нарты)
В: Ребята, посмотрите на Едэйне и Елю, ой какой у них интересный наряд! У Ели и сумка есть и головной убор. А её пальто называется- ягушка. А украшена она национальным орнаментом. А у Едэйне Теплое пальто с капюшоном называется малица и она тоже украшена орнаментом (узором). Обратите внимание на сумку, которую держит Едэйне, она называется тушан. Вот такой у них интересный наряд, красивый и яркий.
В: А еще ребята, Едэйне и Еля приготовили для нас ненецкие пословицы. Давайте их послушаем:
- Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
- Тот, кто оленя бьет, от копыт его не уйдет.
- Смог дикого оленя добыть – должен и соседа мясом одарить.
- оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
- Что можно узнать о ненцах из пословиц? Кто им так важен?
Д: Олень
В: Почему? Ответы детей.
В: Олени очень дороги для жителей Севера, ведь олени их кормят и одевают, служат транспортом круглый год.
Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках прыгают через нарты, играют в народные игры. Что-то мы с вами засиделись. Давайте поиграем! Посмотрите, в какую игру можно поиграть с этой маской( «Полярная сова и евражки»).
Дети играют 3- 4 раза.
В: Есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными красками. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Северное сияние — это прекрасное зрелище. Давайте полюбуемся северным сиянием. Видео «Северное сияние».
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами.
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
Северного неба.
В: Ребята, послушайте Едэйне и Елю они хотят нам рассказать что-то. У ненцев берёза –священное дерево. Ей приносят дары – ленточки и лоскутки материала, монеты, куколок. Завязывая ленты на ветках дерева, загадывают желания. Говорят, что они сбываются. А давайте ребята мы с вами, попробуем загадать самое заветное желание, а спустя время проверим сбылось ли оно. (Дети с воспитателем завязывают ленточки на дерево)
Пришла пора покинуть этот суровый, но удивительный северный край и возвращаться в детский сад. Пойдемте, к нашему самолету. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, летим в детский сад.
Чтобы обратный путь был не долгим, давайте поиграем – ответим на вопросы:
1. Как называется дом жителей тундры? (чум)
2. Чем занимаются жители Севера? (Охота, рыбалка, оленеводство).
3. Какое природное явление можно увидеть только на Крайнем Севере? (северное сияние)
- Вот мы и прилетели в детский сад. Вот и закончилось наше путешествие. Расскажите о нём своим друзьям? А родителям?
- Всем спасибо за внимание. Всего доброго!