Суетина Элеонора Анатольевна
Конспект занятия по слушанию «Прилёт птиц. 22 марта — день «жаворонков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по слушанию «Прилёт птиц. 22 марта — день «жаворонков»
Цель: познакомить детей с днём 22 марта – днём «жаворонков», днём «сорока птиц»;
Задачи:
1. Образовательные:
• Рассказать о традициях встречи весны у русского народа.
• Познакомить с народными приметами, закличками.
Публикация «Конспект занятия по слушанию „Прилёт птиц, 22 марта — день „жаворонков“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Темочки
• Закреплять представление о весне, как времени прилёта перелётных птиц.
• Уточнить представление о перелётных птицах нашего края, их образе жизни.
2. Развивающие:
• Развивать внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
• Развивать активный и пассивный словарь.
• Развивать любознательность.
• Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
3. Воспитательные:
• Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми о птицах
• Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц
• Разгадывание загадок о птицах, чтение художественной литературы о птицах.
Слайд 1.
Здравствуйте, ребята. Сегодня, 22 марта, праздник - День птиц.
По народному календарю считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается.
Слайд 2.
У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. По приметам именно с этого времени, «когда сорока начинает вить гнездо и кладет в него сорок палочек, а с юга возвращаются сорок разных пташек», наступает весна.
Слайд 3.
В давние – предавние времена жила в одной деревне мать с 2- мя ребятишками. Вот как – то раз вечерком подходят дочка и сын к матери и спрашивают:
- Матушка, а можно нам на улице раздетыми побегать?
- Нет, простынете.
- Матушка, мы хотим в лес сходить – ландышей нарвать.
А мать им: «Какие ландыши, если ещё снега на улице полно! Подождите вот придёт весна».
А дети не унимаются: «Матушка, а когда она придёт?»
Матушка им и отвечает: «Вот прилетят скоро к нам птицы, весну на крыльях и принесут».
- Благослови, мати, весну закликати – нам зима надоела, весь хлеб у нас поела.
- Ладно, завтра утром пораньше встанете и пойдёте весну звать – кликать! Слайд 4.
А на завтра испекла матушка из теста птичек, отдала их детям и сказала: «Ступайте на улицу, заберитесь повыше, птичек на ладошки посадите, да позовите:
Слайд 5.
-Весна – весна,
Поди, сюда,
Жаворонки прилетите
Весну – красну принесите!
Слайд 6.
(на фоне музыки П. И. Чайковского «Жаворонок»)
Побежали дети весну кликать. И полетели на Русь птицы : и большие и малые. Говорят, 40 разных птиц в этот день – (22 марта) прилетают, а первыми прилетели жаворонки. Поэтому этот день называют «Жаворонками».
Слайд 7.
Вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое…
Слайд 8.
Жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне.
Слайд 9.
Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях.
Слайд 10.
Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди!
Слайд 11. Прилетев, птицы снова находят себе достаточно корма:
Появились насекомые.
Слайд 12.
А на освободившейся от снега земле много прошлогодних семян. С прилетом птиц в наших краях начинается весна.
Слайд 13.
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
Слайд 14.
На Руси издавна встречали Весну. В каждом доме пекли из теста жаворонков. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из ткани и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы.
Слайд 15.
Дети с криком и звонким смехом бежали закликать птичек, а с ними и весну, громко кричали:
Жаворонки,
Перепёлышки,
Птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Слайд 16.
А взрослые устраивали гуляния – водили хороводы, зазывали Весну – красну, прыгали через костёр, сочиняли стихи, писали картины.
Слайд 17.
Вот картина великого художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Ещё лежит снег, а грачи уже строят гнёзда.
Народ сочинял частушки, песни, музыку.
Мы с вами уже слушали музыку П. И. Чайковского «Жаворонок», а сегодня мы послушаем ещё одно произведение, которое тоже называется «Жаворонок», а написал эту музыку русский композитор Михаил Иванович Глинка.
Слайд 18 – 20 (Слушают)
Слайд 21.
Светлая грусть, задушевная и задумчивая, с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. Музыка выразительно воссоздаёт бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков, слышатся трели жаворонка.
Слайд 22.
Вот и наступила долгожданная весна.
А я с вами прощаюсь.
Слайд 23.
До свидания, до новых встреч.