Елена Анциферова
Конспект ОД по познанию «День сорок и жаворонков на МAAM» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны ;
развивать интерес к русскому фольклору через заклички,песни и приметы ;
воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству,традициям и
обычиям народа.
Материалы и оборудование:фотографии с изображением птиц;аудиозапись К. Сен-Санс
<<Карнавал животных>>/пьесы<<Кукушка>>,<<Финал>>/ ;цветная бумага,ножницы,
клей,белая гуашь.
Ход занятия
Воспитатель:На Руси всегда очень серьезно относились ко времени,предшествующему лету
Публикация «Конспект ОД по познанию „День сорок и жаворонков на МAAM“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Народный праздник 22 марта
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
красавице Весне. Весну всегда ждали,встречали,закликали,чтобы пришла она с теплом,с доб-
рой погодой,с богатым урожаем. О весне складывали стихи,пели песни,устраивали народные
гуляния,призывали солнце красное скорее растопить зимний снег. Весну закликали несколько раз. В первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа:снега тают,с крыш
капает,начинают петь птицы. Второй раз Весну звали - закликали 22 марта,по народному
календарю 21 марта зима кончается,весна начинается,день с ночью равняется. 22 марта -
день весеннего равноденствия. Считалось,что с этого момента свет и тепло начинают
прибывать,а тьма и холод уходить. Зима кончается,весне почин.
1 ребенок:Весна,весна проснись ото сна!
А ты,зима,ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
2 ребенок:Весна - весна,
Приходи красна,
Пусть птицы летные,
Быстрокрылые,перелетные,
Поторопят тепло,
Лето жаркое,
Унесут от нас
Зиму лютую.
Воспитатель:Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В
деревнях 22 марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили,что к
этому дню<<сорок сороков птиц прилетает из заморских стран>>. Бытовало поверье:на чье
поле птицы опустятся первыми,тому ждать в этом году большой урожай. По обычаю,пекли
из ржаного теста фигурки птиц - <<жаворонков>> -певцов полей,мазали их сладким душистым медом. Дети бегали по улице с этими птахами в руках,подбрасывали их вверх,
ловили с громкими криками:
3 ребенок:Жаворонки,жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну - красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела.
4 ребенок:Жаворонушки,прилетите,
Красавицу весну принесите.
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе,на бороне,на овсяном снопе.
5 ребенок:Птички прилетайте!
Гнездышки свивайте
Летите,залетайте,
Весну прославляйте!
Воспитатель:В эту игру вступали и взрослые. Парни и девушки с << жаворонками >> ,
привязанными ниткой на шесте,выходили в поле, где распевали :
Жаворонки,жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье.
Понятно,на Сороки прилетают не все сорок птиц,а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.
-Назовите приметы весны,в которых говорится про птиц.
Дети: Грач на горе - весна на дворе.
Грач на проталину,скворец - на прогалину.
Увидал скворца - знай : весна у крыльца.
Синичка в марте запела - весеннее тепло ворожит.
Грачи прямо на гнезда летят - дружная весна.
Воспитатель:А теперь ребята немного разомнемся.
Физминутка<<Удивительная птица. >> А. Барто
На горе стоит лесок, /круговые движения руками/
Он не низок,не высок, /сесть,встать,руки вверх/
Удивительная птица подает нам голосок. /руки вверх,потянуться/
По тропинке два туриста шли домой издалека, /ходьба на месте/
Говорят:-"Такого свиста не слыхали мы пока". /плечи поднять,опустить/.
Воспитатель:Назовите птицу,название которой начинается со звука В, Д, С, Ж, Л, К, У.
Ответы детей.
Воспитатель:Отгадайте загадки про птиц и покажите портрет угаданной птицы. Отгадаете -
отзовется вам птица своим голосом. /После каждой отгадки звучит фонограмма птичьих
голосов. /
В синем небе голосок,будто крохотный звонок.
Вьется в небе высоко,слышен голос далеко. /Жаворонок. /
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. /Грач. /
Он прилетает каждый год
Туда,где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. /Скворец. /
Кто в беретке ярко - красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит,стучит,стучит. /Дятел. /
Воспитатель: А теперь, собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
Игра<< Селезень утку догоняет >>.
Дети встают по кругу. Считалкой выбираются селезень и уточка. <<Cелезень>>выходит за
круг. Его задача - поймать <<уточку>>.Задача <<утки>> - убежать. Задача стоящих в кругу -
помешать <<селезню>> догнать <<уточку>>.Когда <<селезень>> поймает ее,они выбирают себе замену и игра начинается заново. Во время игры дети поют:
Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял.
Лети,утица,домой,
Лети,серая, домой:
У тя семеро детей,
Восьмой - селезень,
А девятая - сама,
Догони разок меня.
Воспитатель:А теперь давайте все вместе поздороваемся с птицами. Повторяйте за мной
слова заклички.
Красное солнце!Выгляни в оконце.
И ты,Батюшка Юг,иди к нам на луг.
Иди к нам на луг,ладить борону и плуг.
Кулик - самородок идет в огород.
Поет,поет,весну несет.
Ау - ау - аукаем,Весну приаукаем.
Март,март солнцу рад.
Апрель,апрель откроет дверь.
Май,май - сколько хочешь гуляй.
Весна - красна в гости пришла.
Курли,курли,курли,летят,летят журавли.
Ворон,ворон,хвост обломан.
Скок,сорока,скок,сорока,слепа с ока,крива с бока.
Дрозд,дрозд,прост,прост.
Кованый нос, железный хвост.
Вьюр - вьюрок,кривлен носок,
Кривлен носок,общипан бок.
Здравствуйте,птицы!
Изготовление оригами <<Птицы прилетели - весну принесли>>.
Воспитатель:Рассмотрите образец и схему работы. Расскажите об этапах работы.
Ответы детей.
Итог занятия.
- Давайте рассмотрим птиц и разместим их на нашем панно.