Ирина Царева
Конспект занятия по сказке «Серая Шейка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по сказке : «Серая Шейка».
Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата, краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Подготовительная группа
- «Серая шейка», Мамин-Сибиряк Д.В.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Связь с другими образовательными областями. Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», беседа по сказке.
Часть 1. Развитие речи
Цели:
Образовательные. Обучение пересказу по серии сюжетных картин. Уточнение, активизация словаря по темам “Перелётные птицы”, “Приметы осени”. Обучение подбору слов, обозначающих различное настроение. Учить слушать музыку и определять ее характер.
Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, внимания. Развитие активного и пассивного словаря детей; совершенствование навыка беседы.
Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы, умения сопереживать.
1. На фоне музыки П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» звучит стихотворение А. С. Пушкина
Беседа о настроении музыки и стихотворения. Какие чувства, эмоции возникли при прослушивании.
-Какие слова в стихотворении создают грустное настроение? Послушайте стихотворение еще раз.
(с печальным шумом обнажалась, приближалась довольно скучная пора).
2. Сейчас я прочитаю вам отрывок из одного произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто автор.
Чтение отрывка из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». (Первый осенний холод).
- Как называется это произведение? Кто автор?
-Какое время года описывается в этом отрывке?
-Какое настроение? Докажите.
Послушайте второй отрывок «Наконец первые утренники стали покрывать землю инеем…»
-То же время года описывается или другое? Докажите.
3. Предлагаю вспомнить некоторые моменты этой сказки.
-Про кого эта сказка?
-Почему Серая Шейка осталась зимовать на реке?
(лиса прокусила Серой Шейке крыло, и она не смогла улететь со всеми).
- Расскажите, а какие опасности ее ждали?
(наступили холода, каждый день приходила лиса, проверяла не замерз ли лед на реке, чтобы съесть уточку).
- С кем подружилась уточка?
(Серая шейка подружилась с зайцем,который помогал ей).
- А чем же закончилась сказка?
(На реке охотник заметил уточку и забрал ее к себе).
Физминутка
4. Словарная работа
Вы можете объяснить, что обозначает слово.. ., что вы можете сказать о слове.. ., как вы понимаете смысл слова.. .)
Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья
Береговая поросль быстро теряла листву
Наступил роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.
Ты держись около того берега, где в реку сбегает ключик– (многозначное слово).
5. Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки.
Обратимся к тексту.
-«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?
Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна.
-«…среди голых берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?
(В камыши).
-Есть где спрятаться Серой Шейке?
(Нет, потому что берега оголилась).
-Получается, она беззащитна.
-«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто?
Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?
(Серая Шейка плачет, Старая утка).
-Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму).
6. Пересказ по серии картинок
-Ребята, о чем говорилось в первой части?
(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно).
-Во второй части? (Приходит лиса и пугает С. Ш).
-Третья часть? (дружба с Зайцем).
-Четвертая часть? Спасение.
-Кто попробует рассказать нам всю сказку, опираясь на наши картинки?
Все молодцы. Что нового узнали? Что понравилось?
Часть 2. Изобразительная деятельность
«Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»
Программное содержание. Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.
Только что на занятии вы пересказывали сказку «Серая Шейка». Русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст…”
Можно прочитать и такой отрывок: «Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетных птиц…»
Прочитав эти или другие отрывки из сказки, предложить детям вспомнить, почему уточка Серая Шейка не могла улететь со своей стаей; рассказать, что происходило до того момента, когда появился охотник, что делала Серая Шейка, как вела себя лиса, как уточка познакомилась с зайчиком и другие эпизоды. Если дети затрудняются в описании событий сказки, можно снова прибегнуть к зачитыванию строк, в которых автор описывает ход событий.
Например: «Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, зайцы грелись, наколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки веселее». Или из сцены у полыньи с лисой: «Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я сама к тебе приду… Я не спесива. И лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок».
Не следует много читать в начале занятия. Можно прочитать некоторые отрывки из сказки в процессе создания детьми картин, чтобы напомнить образы сказки. В заключение вступительной беседы спросить у детей, чем окончилась эта история.
Предложить детям приступить к рисованию. Подходить к каждому ребенку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.
Готовые рисунки выставить на доске или разложить на сдвинутых столах. Рассмотреть их с детьми, отметить наиболее выразительные решения (хорошо нарисована уточка, передано, как осторожно ползет лиса, изображена настоящая зима и т. п.). Предложить детям рассказать о своих рисунках. Из детских рисунков можно составить книгу и положить ее в книжный уголок.
Занятие окончено.
Примечание. Занятие на тему этой сказки можно провести и по-другому: предложить детям создать коллективную композицию в виде панорамы. Одна подгруппа детей изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа рисует горизонтальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы. Вылепленные фигурки устанавливают на панораму. Созданную композицию следует рассмотреть и обсудить с детьми.