Ирина Царева
Конспект занятия по сказке «Серая Шейка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по сказке : «Серая Шейка».
Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата, краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти.
Связь с другими образовательными областями. Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», беседа по сказке.
Часть 1. Развитие речи
Цели:
Публикация «Конспект занятия по сказке „Серая Шейка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Серая шейка», Мамин-Сибиряк Д.В.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Образовательные. Обучение пересказу по серии сюжетных картин. Уточнение, активизация словаря по темам “Перелётные птицы”, “Приметы осени”. Обучение подбору слов, обозначающих различное настроение. Учить слушать музыку и определять ее характер.
Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, внимания. Развитие активного и пассивного словаря детей; совершенствование навыка беседы.
Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы, умения сопереживать.
1. На фоне музыки П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» звучит стихотворение А. С. Пушкина
Беседа о настроении музыки и стихотворения. Какие чувства, эмоции возникли при прослушивании.
-Какие слова в стихотворении создают грустное настроение? Послушайте стихотворение еще раз.
(с печальным шумом обнажалась, приближалась довольно скучная пора).
2. Сейчас я прочитаю вам отрывок из одного произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто автор.
Чтение отрывка из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». (Первый осенний холод).
- Как называется это произведение? Кто автор?
-Какое время года описывается в этом отрывке?
-Какое настроение? Докажите.
Послушайте второй отрывок «Наконец первые утренники стали покрывать землю инеем…»
-То же время года описывается или другое? Докажите.
3. Предлагаю вспомнить некоторые моменты этой сказки.
-Про кого эта сказка?
-Почему Серая Шейка осталась зимовать на реке?
(лиса прокусила Серой Шейке крыло, и она не смогла улететь со всеми).
- Расскажите, а какие опасности ее ждали?
(наступили холода, каждый день приходила лиса, проверяла не замерз ли лед на реке, чтобы съесть уточку).
- С кем подружилась уточка?
(Серая шейка подружилась с зайцем,который помогал ей).
- А чем же закончилась сказка?
(На реке охотник заметил уточку и забрал ее к себе).
Физминутка
4. Словарная работа
Вы можете объяснить, что обозначает слово.. ., что вы можете сказать о слове.. ., как вы понимаете смысл слова.. .)
Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья
Береговая поросль быстро теряла листву
Наступил роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.
Ты держись около того берега, где в реку сбегает ключик– (многозначное слово).
5. Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки.
Обратимся к тексту.
-«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?
Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна.
-«…среди голых берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?
(В камыши).
-Есть где спрятаться Серой Шейке?
(Нет, потому что берега оголилась).
-Получается, она беззащитна.
-«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто?
Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?
(Серая Шейка плачет, Старая утка).
-Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму).
6. Пересказ по серии картинок
-Ребята, о чем говорилось в первой части?
(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно).
-Во второй части? (Приходит лиса и пугает С. Ш).
-Третья часть? (дружба с Зайцем).
-Четвертая часть? Спасение.
-Кто попробует рассказать нам всю сказку, опираясь на наши картинки?
Все молодцы. Что нового узнали? Что понравилось?
Часть 2. Изобразительная деятельность
«Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»
Программное содержание. Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.
Только что на занятии вы пересказывали сказку «Серая Шейка». Русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст…”
Можно прочитать и такой отрывок: «Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетных птиц…»
Прочитав эти или другие отрывки из сказки, предложить детям вспомнить, почему уточка Серая Шейка не могла улететь со своей стаей; рассказать, что происходило до того момента, когда появился охотник, что делала Серая Шейка, как вела себя лиса, как уточка познакомилась с зайчиком и другие эпизоды. Если дети затрудняются в описании событий сказки, можно снова прибегнуть к зачитыванию строк, в которых автор описывает ход событий.
Например: «Дело было утром. Заяц выскочил из своего логовища покормиться и поиграть с другими зайцами. Мороз был здоровый, зайцы грелись, наколачивая лапку о лапку. Хотя и холодно, а все-таки веселее». Или из сцены у полыньи с лисой: «Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я сама к тебе приду… Я не спесива. И лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок».
Не следует много читать в начале занятия. Можно прочитать некоторые отрывки из сказки в процессе создания детьми картин, чтобы напомнить образы сказки. В заключение вступительной беседы спросить у детей, чем окончилась эта история.
Предложить детям приступить к рисованию. Подходить к каждому ребенку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.
Готовые рисунки выставить на доске или разложить на сдвинутых столах. Рассмотреть их с детьми, отметить наиболее выразительные решения (хорошо нарисована уточка, передано, как осторожно ползет лиса, изображена настоящая зима и т. п.). Предложить детям рассказать о своих рисунках. Из детских рисунков можно составить книгу и положить ее в книжный уголок.
Занятие окончено.
Примечание. Занятие на тему этой сказки можно провести и по-другому: предложить детям создать коллективную композицию в виде панорамы. Одна подгруппа детей изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа рисует горизонтальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы. Вылепленные фигурки устанавливают на панораму. Созданную композицию следует рассмотреть и обсудить с детьми.