Юлия Титова
«Дымковская птица». Конспект занятия по рисованию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : "Дымковская птица"
Цель : учить создавать декоративный образ птицы в жанре дымковской росписи; закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски и др.)
Задачи - учить детей правильно и аккуратно расписывать, раскрашивать заготовку (раскраску) "Петушок" в стиле "Дымкоская роспись"
- воспитывать бережное отношение к народной игрушке, интерес к декоративно-прикладному искусству.
- продолжить знакомить детей с народными промыслами
Материал и оборудование : учебно-методическое пособие "Дыковские игрушки" альбом, дидактичекские картинки "Дымковские игрушки", дымковская игрушка Птичка, альбомный лист бумаги с рисунком "Петушок", кисти, акварель, стаканчики с водой, образцы.
Ход занятия
Воспитатель :Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)
Сегодня на занятие мы с вами продолжим знакомиться с народными промыслами, и познакомимся с Дымковской игрушкой
Что же такое Дымковская игрушка, откуда она взялась и как ее делают я вам расскажу, а вы внимательно слушайте.
Воспитатель :Итак, Дымковская роспись - самобытный символ Вятского края и народного искусства России.
История промысла связана с весенним праздником Свистопляска на Вятской земле. По преданию, таким образом чтили память погибших в Хлыновском побоище. Специально для этого изготавливали свистульки — игрушки с отверстиями. Вскоре- это оформилось в традицию, а фигурки стали красить в яркие цвета. Так постепенно оформилась дымковская роспись, названная в честь слободы у города Вятки а ныне города Кирова.
Делали игрушки из глины, затем просушивали и обжигали в печи, чтобы игрушка стала прочной. Игрушки заготавливали долгими зимними вечерами, когда дома топили печку и не было хозяйственно-полевых работ, и в это время люди занимались творчеством : мастерили, вышивали, пряли да вязали, собирались на вечерних посиделках, и готовые игрушки расписывали разными замысловатыми узорами.
Основные элементы росписи — круги, клетки, полоски и точки с чёткими границами. Поскольку фигурки выполняются только вручную, не существует двух абсолютно одинаковых изделий, каждая игрушка индивидуальна и с характером.
Важную роль играют цвета. Они чистые и нарочито яркие, без полутонов. Чёрный и коричневый используются по минимуму — только для подчёркивания деталей. Основные оттенки имеют символический смысл: 2
зелёный — это буйство природы;
красный в славянской традиции означает красоту и здоровье;
синий уносит воображение в небесные просторы;
белый фон напоминает о чистоте, добре и правде;
жёлтый сияет как солнечный свет.
Ещё одна особенность дымковской росписи — отражение сюжетов из жизни и быта представителей разных сословий. В глиняном исполнении можно увидеть уютное семейное чаепитие, катание на лодке по пруду, поездки верхом или на тройке, нарядных барышень в сопровождении элегантных кавалеров, дам с собачками, крестьянских детей на санках.
Воспитатель :А теперь, ребята, давайте рассмотрим глиняную игрушку - петушок, какие узоры и цвета здесь использованы.
Посмотрите, у меня на доске есть иллюстрации и других дымковских игрушек
Все они интересные, яркие и необычные.
Воспитатель : Предлагаю вам сегодня быть мастерами по росписи дымковской игрушки - Петушок, у вас на столах лежат альбомные листочки с нарисованной игрушкой, а расписывать вы будете самостоятельно, используя акварельные краски.
Работа эта требует предельной аккуратности, чтобы при росписи узоров краски не растекались, нужно лишнюю воду с кисточки промокнуть о бумажную салфетку, а чтобы узор был более ярким, краску набираем на кисточку густо, много и старается рисовать медленно, не выходя за контуры.
Посмотрите на мои образцы, и похожим образом сделайте сами, используя при росписи только яркие краски нужного цвета.
Воспитатель :Давайте еще раз назовем их (дети повторяют за педагогом и называют цвета)
Самостоятельная работа детей
Итог занятия
Воспитатель : - Ребята, скажите, с каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (Дымкоская игрушка)
- Из чего делали дымковские игрушки (игрушки делали из глины)
- Какую игрушку мы рисовали? (Мы рисовали игрушку Петушок)