Светлана Шарапова
Конспект занятия по туризму для детей 5–6 лет «Волшебные знаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по туризму
Для детей 5-6 лет
«Волшебные знаки»
Составила:
Инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»
Г. Тамбова
Шарапова Светлана Сергеевна
Тамбов 2018
Задачи: Развивать интерес к туристической деятельности. Ознакомить детей с некоторыми видами топографических знаков, их назначением. Учить распознавать эти знаки.
Публикация «Конспект занятия по туризму для детей 5–6 лет „Волшебные знаки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Оборудование: Топографические знаки. Лиственное дерево, елка, кустарник, река, озеро, дорога, тропинка, домик. Три обруча, девять палочек, девять огоньков, стойки и веревка, островки.
Ход занятия:
Дети находятся в группе. Воспитатель вносит большое письмо и спрашивает у детей, не знают ли они, откуда это письмо. Читает: Детям группы №13 от Пети Рюкзачкова. Открывают письмо и находят там послание, которое написано с помощью топографических знаков. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, что здесь написано?»
Ребята предполагают, что бы это могло быть? В это время в группу входит инструктор. Воспитатель рассказывает, что произошло. Инструктор предлагает детям отправиться на прогулку, чтобы найти объекты, изображенные в письме, и разгадать это послание, и берет с собой письмо и топографические знаки.
Инструктор: Вот мы и на месте, ну что отправимся на прогулку. Дети входят в зал колонной, и видят смоделированную местность (елка, лиственное дерево, кустарники, река с мостом, озеро, домик, на полу изображены дорога и тропинка).
Дети передвигаются под музыку по залу, во главе с инструктором:
1 остановка «Лиственное дерево»
Инструктор: Ребята, что это? (дерево) Давайте подумаем, не встречалось ли нам подобное изображение в письме? (да) На какой знак похоже это дерево? (Дети выбирают топографический знак «Дерево»). Прикрепим этот знак к дереву. Пройдем под ветками дерева в полном приседе.
2 остановка «Тропинка»
Инструктор: Ребята, как вы думаете, что это? (тропинка) Верно, а как вы думаете, с помощью какого знака можно изобразить тропинку? (Дети предполагают ответы, глядя на топографические знаки). Давайте оставим знак «Тропинка» около тропинки, и проскачем по тропинке на одной ножке, да смотрите, не сходите с тропы.
3 остановка «Река с мостом»
Инструктор: Как вы думаете, где мы оказались? (У реки) Верно это река, и через нее проложен (мост). Каким знаком можно изобразить реку? (Дети выбирают топографический знак «Река»). Давайте прикрепим этот знак у реки, и пройдем по узкому мостику, держа руки в стороны.
4 остановка «Дом»
Инструктор: Вот мы и добрались до домика. А кто может предположить, каким знаком можно изобразить дом? (Дети высказывают предположения). Ребята, дома и любые здания изображаются желтыми прямоугольниками, потому, что если посмотреть на наши здания сверху, они будут похожи на прямоугольники. Давайте прикрепим знак «Здание-строение» к домику, и отправимся дальше.
5 остановка «Озеро»
Инструктор: Как вы думаете, куда мы пришли? (к озеру). Верно, а каким знаком мы можем его обозначить? (дети выбирают знак «Озеро») Давайте прикрепим знак «Озеро» рядом. Перепрыгнем наше озеро и отправимся дальше.
6 остановка «Ель»
Инструктор: Посмотрите, что растет невдалеке от озера? (елка). Верно, это ель. Все хвойные деревья обозначаются одним знаком. Подскажите каким? (Дети выбирают знак «Хвойное дерево». Давайте прикрепим этот знак к ели и отправимся дальше.
7 остановка «Дорога»
Инструктор: Как вы думаете, куда мы пришли? (Дети высказывают предположения) Мы находимся на дороге. Какой знак поможет нам обозначить дорогу? (Дети выбирают знак «Дорога») Прикрепим этот знак у дороги. И предлагаю проехать по дороге на автобусе. Игра «Автобус»
8 остановка «Кустарник»
Инструктор: Вот мы и добрались до последнего объекта. Как выдумаете, что это? (Кустарник) Верно, это кустарник, и обозначается он вот таким знаком. (Инструктор показывает знак «Кустарник») Давайте прикрепим этот знак.
Вот все знаки и разгаданы. Теперь мы можем прочитать послание Пети Рюкзачкова.
(Дети встают полукругом, около письма. Инструктор берет изображение туриста в руки.) Ребята, кто же такой наш Петя Рюкзачков? Чем он занимается? Как вы догадались? (он турист) О чем же он хотел попросить нас в письме? Может помочь ему прочитать маршрут движения? Давайте вместе прочитаем. (Инструктор, передвигая изображение мальчика проходит весь путь на маршруте, указанном в письме, с помощью детей.)
Петя Рюкзачков отправился в поход. Шел он по (тропинке, с одной стороны росли (лиственные деревья, а с другой… (хвойные). Потом тропинка свернула к (озеру) и вывела в заросли (кустарника). Перебравшись через заросли кустарника, Петя вышел к (реке с мостом). Перейдя через реку, Петя попал на (дорогу, по дороге он поехал на автобусе, и приехал к (зданию). А вот, что это за здание давайте догадаемся. Как вы думаете? (Кто-то из детей предположит, что это Детский сад.) Верно, это наш Детский сад «Семицветик». Мы помогли Пете добраться до нашего детского сада, и он пришел к нам с веселыми туристическими играми.
Под музыку входит турист Петя Рюкзачков.
Петя -Здравствуйте, ребята. Я шел к вам через реки и озера, леса и заросли кустарника. И вот я здесь. Чтобы прочитать мое письмо вы разгадали все знаки. А знаете, как они называются? Топографические знаки. Это специальные знаки, которыми обозначаются объекты на карте. Говорят, вы готовитесь стать туристами? Сейчас проверим, у настоящих туристов есть речевка:
Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут…
Дороги!
Наш девиз:
«Всегда вперед!»
Эй, ребята!
Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Инструктор: Проведем разминку настоящих туристов. В колонну стройсь. (Дети выполняют перестроения тройками.)
Петя - Ну я вижу вы туристы, что надо. А теперь мы поиграем, заодно проверим ваши знания.
Инструктор: Ну, что, ребята, покажем, какие мы ловкие и быстрые.
Дети делятся на три команды. «Рюкзачок», «Котелок», «Костер».
Петя - Первое испытание эстафета «Туристическая полоса».
Вам надо проползти по-пластунски под натянутой веревкой, затем перепрыгнуть по кочкам, обежать конус и обратно вернуться так же: сначала перепрыгнуть, затем проползти и передать эстафету. Победит команда, первая выполнившая задание.
Петя – Второе испытание эстафета «Разведи костер»
Первый участник бежит до ориентира, берет обруч, кладет его в обозначенное место, бежит обратно, передает эстафету следующему. Следующие три игрока бегут по очереди до ориентира, берут одну палочку, кладут ее в обруч в виде звезды. Следующие три игрока бегут по очереди до ориентира, берут огонек и кладут в середине костра. А когда капитану передана эстафета, вся команда бежит к костру, садятся вокруг и поднимают руки вверх, это является окончанием эстафеты.
Петя – И последнее испытание «Топографическая путаница»
Перед каждой командой ставится определенный топографический знак. Когда заиграет музыка, все дети выполняют движения за туристом Петей. Когда музыка выключается, ребята приседают и закрывают глаза. В это время воспитатель меняет знаки местами. По команде «Раз-два-три места свои займи», каждая команда собирается в круг около своего знака. Побеждает команда, первая собравшаяся.
Петя – Вижу, вы-настоящие туристы. Все испытания прошли с честью. Все команды показали свою сноровку и быстроту. Вам нужно еще многому научиться. А когда овладеете всеми премудростями туристической жизни, приглашаю вас отправиться в поход. Я сегодня пришел к вам не с пустыми руками, принес вам Топографическую игру «Найди пару». Воспитатель объяснит вам, как в нее играть.
Постройтесь в колонну. И, в конце нашей встречи вспомним речевку туристов:
Кто шагает с рюкзаком?
Мы, туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Нас вперед ведут…
Дороги!
Наш девиз:
«Всегда вперед!»
Эй, ребята!
Тверже шаг!
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Кто отстал?
Не отставай!
Кто устал?
Не унывай!
Кто идти захочет с нами -
Нашу песню запевай!
Дети маршируют по залу и поют песенку туриста. И под эту мелодию Петя прощается с ребятами и уходит. Дети уходят в группу. Чуть позже воспитатель организует с подгруппой детей
Топографическую игру «Найди пару»
Цель игры: Закрепить с детьми топографические знаки, с которыми познакомились на занятии.
Правила: Играют несколько детей. Перед игроками в свободном порядке раскладываются карточки с топографическими знаками лицом вверх, у каждого знака есть пара. Дается время на запоминание (1 минута, после этого карточки переворачиваются и игроки по очереди, переворачивают одну карточку и ищут ей пару по памяти. Если игрок правильно запомнил пару и назвал топографический знак, он забирает карточки себе, игра продолжается со следующим игроком. Побеждает тот игрок, который набрал больше всех карточек.