Анастасия Тимонина
Конспект занятия «Проделки Бабы-Яги» по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа : общеразвивающей направленности детей среднего дошкольного возраста от 4 до5 лет.
Форма: занятие.
Тема: «Проделки Бабы Яги»
Цель: совершенствовать речевые умения детей.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Проделки Бабы-Яги“ по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет» размещена в разделах
- закрепить знание русских народных сказок;
-формировать умение определять и называть животных и их детенышей «лиса - лисенок» и др. ;
- укреплять артикуляционный аппарат (мышцы языка и губ, подвижность языка);
- формировать умение классифицировать и обобщать предметы (инструменты, игрушки, фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель и т. д.);
-формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Развивающие :
- развивать у детей речевую активность, эмоциональную отзывчивость, умение отвечать на вопросы полным ответом.
Воспитательные:
-воспитывать навыки культурного общения, любовь к сказкам.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа: упражнение «Назови ласково друг друга», дидактические игры на классификацию предметов, беседа «Большие и маленькие», чтение сказок, артикуляционная гимнастика.
Используемые методы и приемы:
Игровые: создание сюрпризного момента - приход Сказочницы, создание проблемной ситуации - послание от Бабы Яги.
Словесные: беседы «Мамы и их детеныши», «Сказки», «Классификация предметов на группы».
-использование художественного слова: загадки, артикуляционных упражнений, физминутки;
-объяснение;
-пояснение.
Практические:
-практическая работа с кейсом.
Оборудование: кукла в сказочном наряде, волшебный клубочек, послание, конверты со страницами сказки, мешочек с изображениями предметов (яблоко, стул, цветок, мяч, огурец, лист, кукла, дом, утка, шапка, карточки с загадками, игрушки (мышь, лошадь, собака, корова, овца, курица, обручи (4, степы (3, мостики (2).
демонстрационное оборудование: сказочная книга.
раздаточный материал: конверт с изображениями предметов.
Предполагаемый результат:
-сформирован навык употребления слов «Большой-маленький»;
- сформирован навык классификации и обобщения предметов;
-сформирован навык в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.
Длительность занятия : 20 минут
Конспект образовательной деятельности:
Вводная часть.
Звучит музыка, воспитатель вносит в группу куклу в сказочном наряде.
Сказочница: Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!
Ребята, я пришла к вам издалека. Посмотрите у меня какой наряд! Какой он?
Дети: Яркий, нарядный, красочный.
С: Как вы думаете, а как меня тогда зовут?
Д: Волшебница.
С: Я – сказочница! Ребята, а как вы думаете, почему у меня такое имя?
Д: Потому что рассказываешь сказки.
С: Правильно. Хожу по свету, собираю сказки, а потом рассказываю их детям и взрослым. Ребята, я очень хочу с вами познакомиться, но познакомиться не только я желаю, но и мой верный друг - волшебный клубок. Для того чтобы все мы с вами познакомились, и клубок все имена услышал и запомнил, каждый из вас будет аккуратно передавать волшебный клубочек друг другу, называть свое имя. Говорим полным предложением «Меня зовут….».
Д: Меня зовут Артем. Меня зовут Катя и так по очереди.
С: Ребята, мой клубочек что-то хочет у вас спросить. А вам читают сказки дома?
Д: Да.
С: Какие сказки вы знаете? А какая сказка у вас самая любимая?
Д: «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик» и др.
С: У меня тоже есть одна любимая сказка, она находится в волшебной книге. Я давно ее не открывала и не читала детям. Хотите, я вам ее прочитаю?
Д: Да.
(сказочница открывает книгу, там отсутствуют странички).
С: Клубочек, а где же моя любимая сказка? Смотрите, ребята, моя любимая сказка пропала? Кто-то вырвал страницы. Что же нам теперь делать? Я не смогу теперь прочитать сказку и вам, и другим детям. Но здесь есть послание, давайте его послушаем. Педагог включает послание.
«Здравствуй, здравствуй, Сказочница! Это я, Баба Яга. Я вижу, что ты нашла мое послание. Давно ты не читала, сказку, вот я и решила ее у тебя украсть. Ха-ха-ха! Теперь будешь ходить со своим другом-клубочком к детям, они будут у тебя просить сказку эту рассказать, а ты и не сможешь! Вот так вот! Но есть у меня одна идея…. Если ты с ребятами решишь мои задания, тогда вы вернете сказку в волшебную книгу. За каждое решенное задание вы будете получать конверт, а в нем страница из сказочной книги. Конверт вы не должны открывать раньше времени, их можно открыть в самом конце вашего путешествия. Так что решайте, отправитесь вы в путь или нет. До свидания!».
Основная часть.
Сказочница: Теперь, ребята, я не смогу прочитать вам мою любимую сказку! Без вашей помощи мне не справиться! Вы готовы к трудностям, испытаниям? Но мы не знаем, куда нам нужно идти? Давайте мы с вами попросим волшебный клубочек, он нам укажет путь - дорогу.
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путь?
Д: Да.
Воспитатель бросает клубок, направляет к заданию 1.
Сказочница:
«Ты катись, катись, клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спеши,
Путь - дорожку укажи».
С: Посмотрите какие лужи. Можно в них наступать?
Дети: Нет, можно промочить ноги и заболеть.
С: Тогда давайте будем их перешагивать, высоко поднимая ноги.
Воспитатель, сказочница и дети перешагивают через лужи.
С: А вот и наше задание. Какая цифра здесь написана?
Дети: Один.
С: Верно. Значит это первое задание.
№1. «Назови ласково».
С: Итак, ребята. Изображения предметов, которые в этом мешочке нужно назвать ласково. Педагог достает изображение яблока.
С: Наргиза, назови ласково яблоко.
Наргиза: Яблочко.
И так все остальные предметы.
С: Молодцы, справились. А вот и конверт с первой страничкой. Достаточно это для книги?
Д: Нет.
С: Вы хотите собрать всю книгу?
Д: Да.
С: Тогда отправляемся в путь дальше!
Воспитатель:
«Ты катись, катись, клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спеши, путь - дорожку укажи»
С: Что же это перед нами?
Д: Болото.
С: Нужно идти аккуратно, чтобы не провалиться в него.
Д: Да.
Воспитатель, сказочница и дети переходят болото.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что мы с вами пришли. Какая цифра?
Д: Два.
В: Посмотрите, тут что лежит! Что это такое, как вы думаете?
Д: Задание.
Задание 2.
С: Баба Яга написала на сказочном языке загадки, поэтому только я их смогу вам прочитать. А вы внимательно слушайте и отгадывайте. Сказочница зачитывает загадки детям.
1. Носик круглый, пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Вместо туфелек – копытца,
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Д: Три поросенка.
2. В чаще темной заблудилась и в избушке поселилась.
У медведя на свой страх пожила она в гостях.
Наша девочка с хитринкой – забралась она в корзинку.
За плечами у медведя с пирожками вместе едет.
Как смешно на них смотреть – это….
Д: Маша и медведь.
3. Ждали маму с молоком, а впустили волка в дом….
Кем же были эти маленькие дети? (козлята, сказка «Волк и семеро козлят»).
4. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Д: Три медведя.
5. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
Д: Красная Шапочка.
С: Ребята, вы справились с заданием. Молодцы!
Посмотрите, у нас теперь сколько конвертов?
Д: Два
С: Значит, сколько страниц?
Д: Две страницы. Как вы думаете, их достаточно для книги? Вы готовы со мной отправиться в путь дальше, чтобы собрать всю книгу? Наш клубочек нам поможет, укажет нам дорожку.
В: Но перед нами снова препятствие. Это мостик. Нужно аккуратно по нему пройти, расставив руки в стороны, чтобы не упасть.
Сказочница, дети проходят по мостику.
В: Мы с вами долго шли и устали. Давайте немного поиграем. Вы хотите со мной поиграть? Тогда, я буду движения показывать, а вы повторяйте.
Физминутка «Жук»
Над Жорой жук, жужжа, кружит, Выполняют круговые движения руками.
От страха Жора весь дрожит. Поднимают руки вверх, покачивают ими
влево-вправо.
Зачем же Жора так дрожит? Опускают руки вдоль туловища, поднимают плечи.
Совсем не страшно жук жужжит. «Летают» по залу (2 раза).
С: Снова нам поможет клубочек. Прокатывает клубок.
В: А вот следующее задание?
Дети: третье.
3 задание «Мамы и их детеныши».
С: Посмотрите, перед нами животные мамы. Нужно назвать их детенышей.
С: Тимофей, ты кого взял?
Тимофей: Мышь.
С: Кто у нее детеныш?
Тимофей. У мыши детеныш мышонок.
С: Верно. А теперь Вера назовет.
Вера: Детеныш лошади - жеребенок.
Дети по очереди называют оставшихся животных.
С: Как здорово справились. Вот и конверт за ваши ответы.
Педагог бросает клубок.
С: А вот и еще одно задание.
Задание 4. Нужно правильно выполнить упражнения.
1. «Улыбка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
2. «Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
3. «Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
С: Вот и еще один конверт. Все благодаря вашим знаниям.
С: Ребята, мне кажется, что мы с вами уже почти собрали нашу сказку. Посмотрите, а что же это лежит? Наверное, записка от Бабы - Яги.
Сказочница читает текст из записки.
Записка: Ребята, я вижу, что вы справились с моими предыдущими заданиями! Но последнее задание не простое. Я приготовила для вас игру с кубиком.
Дети садятся на коврик, бросают по очереди кубик и выбирают из набора карточек выпавшее значение.
С: Вот и последний конверт. Сможем мы теперь собрать волшебную книгу с моей любимой сказкой?
Д: Да.
Заключительная часть.
Дети вместе со сказочницей открывают конверты и собирают сказку.
С: За ваши старания я хочу подарить вам мою волшебную книгу, которую вы сможете прочитать в любое время.
Д: Спасибо.
С: Ну что же. Вам пора. Возьмите с собой волшебный клубочек, он укажет вам дорогу в группу. До свидания.
Д: До свидания.
В: Скажите мне, вам понравилось путешествие? Что больше всего вам запомнилось?
Д: Отгадывать загадки, играть с кубиком, делать гимнастику для язычка.
В: Давайте теперь прочитаем сказку, которую нам подарила сказочница.